18+
Газета СК - на главную

Та, которая не плачет

Ирина Каторгина: «Я – счастливый человек!».

Каторгины  фамилия не ульяновская, эта семья приехала сюда только в 1947 году.

Но кого ни спроси  один помнит отца, Аполлона Васильевича Каторгина, создателя и руководителя русского академического хора в филармонии, другой изучал физику у его сына, кандидата педагогических наук, доцента УлГПУ Виталия Аполлоновича, третий работал в школе №1 вместе с его женой, заслуженным учителем РСФСР Лидией Ивановной, четвертый ходил на концерты их племянника Кирилла Лаушкина…

Вчера, 15 мая, исполнилось 80 лет дочери Каторгина, Ирине Аполлоновне  этот возраст она встретила в прекрасном состоянии и отличном настроении. А все потому, что Ирина Аполлоновна сохранила вкус к жизни и любовь к профессии.

Физика плюс лирика равно жизнь

Ученые всего мира знают о выдающемся химике XIX века Александре Бородине. А музыканты разных стран исполняют музыку известного русского композитора XIX века Александра Бородина. Между тем речь идет об одном и том же человеке. Омар Хайям тоже «свой» у представителей разных профессий – у математиков и филологов. В числе этих людей, опровергающих личным примером противопоставление «физиков» и «лириков», – и Ирина Аполлоновна. По первому образованию она – учитель физики и астрономии, по второму – музыкант, пианист и музыковед. Но главное дело ее жизни – это педагогика.

Кажется, она помнит всех своих учеников – тех, которых учила физике, и тех, кто на ее уроках постигал исполнительское искусство; талантливых и мало способных к обучению. Открыв фотоальбом, она называет десятки имен.

Ее дедушка был священником, преподавал в духовной семинарии, воспитывал 12 собственных детей.

Двое из них стали профессиональными музыкантами – в том числе Аполлон Васильевич. Его сын Виталий учился играть на скрипке – инструмент бережно сохранила Ирина Аполлоновна, – но когда семья перебралась в Ульяновск, отказался продолжать обучение. Поступил на физико-математический факультет Ульяновского пединститута.

Ирина играла на фортепиано и музыкальную школу окончила успешно, но родители не разрешили ей поступать в музыкальное училище в другом городе: у нас своего в 1950 году еще не было. Тогда по примеру брата она поступила на физмат и по его окончании с удовольствием работала в школах Ульяновска и области. Особенно нравились уроки астрономии: бывало, получив задание по теме, дети писали о космосе сочинения в стихах.

Из школы Каторгину «переманили» в сельхозинститут, преподавать физику. Примерно в то же время она встретила на улице Гали Иларьевну Шадрину – первого директора Ульяновского музыкального училища, а до того директора музыкальной школы, в которой училась Ирина Каторгина. Гали Иларьевна уговорила ее поступить в музыкальное училище, после окончания которого жизнь Ирины Аполлоновны кардинально изменилась: она устроилась в музыкально-педагогическое училище, где проработала 36 лет и со временем стала известным, авторитетным в городе музыковедом. Не отвлекаясь от работы, она получила высшее образование в Казанской государственной консерватории, еще одно – в Институте марксизма-ленинизма.

Про физику музыковед Каторгина так и не забыла. В советское время в училищах, куда принимали абитуриентов-выпускников 8 классов, давали хорошее образование: не только профессиональное, но и общее – шли уроки физики, химии, биологии, математики… Все это отнимало много времени у студентов, и Ирина Аполлоновна разработала сжатый курс, по сути – новый предмет, объединивший знания из разных областей науки с точки зрения того, что они дали искусству и что дало искусство наукам.

- Коллектив в музыкально-педагогическом училище был отличный.

Хотя директора менялись часто и почти никто из них не был музыкантом, они все очень интересные, грамотные люди и поддерживали педагогов, поэтому обстановка всегда сохранялась теплая. Когда мы решили набирать только выпускников 10 классов, у нас появились талантливые ученики, которые потом становились заслуженными учителями, успешными музыкантами. Например, в Большом театре Москвы поет наша Наталья Полянинова, а в Мариинском театре Санкт-Петербурга – Ольга Чемодурова. Многие поступали в Самарский музыкально-педагогический институт и оставались там работать. И мне тоже везло, ко мне в класс приходили люди, которые действительно хотели научиться играть.

От энергетики к высокой классике

Ирина Аполлоновна не ограничивалась одними уроками ни в годы учебы, ни став преподавателем. Она с молодости была завсегдатаем концертных залов. Например, в 1964 году, когда сельхозинститут отправил ее на четырехмесячный курс «Атомная энергетика в сельском хозяйстве», она обошла всю музыкальную Москву, да еще и других слушателей курсов с собой водила. Услышав однажды о юном гении Ни-колае Луганском, она долго мечтала о том, чтобы побывать на его концерте, и специально для этого съездила в Москву. А однажды она получила подарок от тенора Константина Лисовского, который выступал в зале Ульяновского музыкальнопедагогического училища 15 мая, в день рождения Каторгиной. И коллеги попросили вокалиста спеть чтонибудь специально для Ирины Аполлоновны. Он выбрал неаполитанскую песню «Та, которая не плачет». Несколько лет спустя она снова побывала у него на концерте, но уже в Москве. Еще одна поездка в столицу была связана с конкурсом имени Чайковского – конечно же, Ирина Аполлоновна слушала пианистов, а также гала-концерт.

С большим интересом она относилась и к становлению музыкальных коллективов Ульяновской филармонии, особенно переживая за судьбу симфонического оркестра.

- Когда открылась филармония, в Ульяновск приезжали разные люди: и те, кто жил ради музыки, и те, кто музыку приспосабливал для своей карьеры. Оркестр в Ульяновске смогли создать, когда за дело взялся начальник отдела культуры Николай Каменский. Он обратился к первому секретарю обкома КПСС Анатолию Скочилову, и в Министерство культуры было отправлено письмо, после которого их пригласила к себе министр культуры Фурцева. Она извинялась и говорила, что это Москва должна была предложить Ульяновску создать оркестр, а не Ульяновск – просить об этом. И Москва помогла нам: приехали талантливые музыканты выпускники Московской, Ленинградской, Новосибирской, Одесской консерваторий. Первый состав был великолепный! Дирижера нам предложили выбрать из числа лауреатов конкурса имени Караяна.

Выбрали Эдуарда Серова – и правильно, потому что он никогда не был карьеристом. Справедливый, строгий, но и добрый, он стал для музыкантов как отец родной. К нему ходили обедать, занимать деньги он никому не отказывал. А главное, Серов заботился о том, чтобы музыка была широко доступна, как этого хотел Чайковский. Серов уст-раивал концерты на заводах, в обеденный перерыв. Каждое лето он ездил с оркестром в деревни и играл по месяцу. Для студентов пединститута он создал специальный абонемент, который стоил для них копейки, поскольку большую часть стоимости оплачивал профсоюз. На этих лекциях-беседах росли будущие посетители концертных залов.

И Серов приложил большие усилия, чтобы уже в 1970-е годы уровень оркестра был очень высоким. Поэтому именно у нас проводился конкурс балетов, к нам приезжали практически все крупные хоровые коллективы, у нас «обыгрывали» свои программы все участники конкурса имени Чайковского. К сожалению, Серов поссорился с главным идеологом обкома Сверкаловым и уехал из Ульяновска. А в 2000-х годах, приехав к нам на гастроли, он был очень расстроен тем, что произошло за годы его отсутствия с оркестром… Николай Алексеев был талантливым дирижером, но его совершенно не волновало, есть ли публика в зале – он об этом откровенно говорил. Владимир Кудря молодец, но надолго у нас не задержался. Жаль, что по результатам конкурса дирижеров, на котором очень хорошо себя показал Эдуард Дядюра, выбрали посредственного дирижера Сергея Ферулева. Он не создавал музыку, а фактически дирижировал «под музыку», и оркестранты часто не понимали, за что он их хвалит или ругает. Только с приходом Олега Зверева оркестр, наконец, начал звучать лучше, и отношение музыкантов к работе изменилось. Жаль, не везет филармонии с вокалистами. Молодежи, которая работает сейчас, очень не хватает педагога-репетитора: странно, что в филармонии нет такого специалиста – они работают с вокалистами во всех филармониях и оперных театрах.

Хозяйка клуба меломанов

Ирина Аполлоновна до сих пор ведет активный образ жизни: постоянно бывает на концертах, участвует в жизни филармонии в качестве консультанта-общественника, а еще продолжает самообразование, поскольку передает свои знания ульяновским меломанам. Четыре года назад по предложению Николая Каменского и молодого артиста симфонического оркестра Альберта Гибадуллина она открыла в музее «Симбирские типографии» клуб любителей классической музыки. Клуб небольшой, в разные дни его посещают до 30 человек. Ирине Аполлоновне приятно было узнать в одной из посетительниц свою бывшую ученицу, которую учила когда-то физике, – Ольгу Давыдову. А Татьяна Крохалева – сама музыкант со стажем, в прошлом руководила хоровыми коллективами в Заволжье.

К каждой встрече – а проходят они в третье воскресенье каждого месяца, с перерывом на лето, – Каторгина готовится, перечитывая страницы биографий композиторов, изучая новые исследования их творчества. В этом году заседания клуба были посвящены 170-летию со дня рождения Чайковского, и на последней встрече меломаны обсудят его увертюры-фантазии. Поскольку одна из них, «Франческа да Римини», написана по мотивам «Божественной комедии», речь пойдет и об ее авторе – Данте Алигьери. Последнее занятие в клубе состоится 17 мая, в 11.00. Музей «Симбирские типографии» приглашает всех, кто знаком с руководителем клуба, прийти на эту встречу и поздравить Ирину Аполлоновну с юбилеем.

- Мы благодарны хозяйке нашего клуба Ирине Аполлоновне за то, что она взяла на себя просветительскую миссию и уже четыре сезона делает это на высоком профессиональном уровне, – говорит старший научный сотрудник музея «Симбирские типографии» Елена Садовник. Она обладает редким свойством говорить о сложных вещах доступным, понятным языком. Это и привлекает людей, потому что к нам приходят люди разных возрастов и профессий. Ирина Аполлоновна – тонкий, деликатный человек, и с ней просто приятно общаться. Я надеюсь, наше сотрудничество будет продолжаться. Мы желаем ей здоровья и бодрости на долгие-долгие годы.

Дата публикации: 16-05-2015 Автор: Анна Школьная

7.65MB | MySQL:36 | 0.988sec