medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
18+
Газета СК - на главную

Злого умысла не было. Была экономия

Заведующий кафедрой теплогазоснабжения УлГТУ Владимир Шарапов
нашел причину неприятного запаха горячей воды.

Зимой уже два года подряд в дальнем Засвияжье по непонятным причинам очень неприятно пахла горячая вода –  никто не мог понять, в чем дело. Весной редакция обратилась к заведующему кафедрой теплогазоснабжения Ульяновского технического университета Владимиру Шарапову, который пообещал, что к лету с проблемой разберется и расскажет о ее причинах. В интервью по этому случаю мы затронули и другие темы – ситуацию в ЖКХ с тарифами и кадрами.

 

 

История – не для всех наука

 - Я сам житель дальнего Засвияжья, два года подряд пользоваться горячей водой не было никаких сил, но при этом никто так толком и не объяснил, в чем была проблема.

Был ряд объективных и субъективных причин. Но начать нужно с истории. Главным источником подачи горячей воды в правобережной части города была ТЭЦ-1. Все поменялось после легендарной новогодней ночи 1978 года, когда из-за аварии на ТЭЦ полторы тысячи жилых домов в Ульяновске замерзли.

Я в тот год уезжал в Волгоград, но за двое суток не успел доехать. Стрелки на железной дороге замерзли, поезда встали. Температура опустилась с +5 градусов до -46 в течение суток.

Помню, приехал, подхожу к дому, очень хорошо построенной пятиэтажке рядом со школой №13. Там было интересное техническое решение батареи встроены в панели. И смотрю из панелей ребра торчат батареи замерзли и продавили их. Потом какие только комиссии не приезжали! Приехал генерал из центрального штаба гражданской обороны. Говорит: «Мне всегда казалось чтобы уничтожить город, нужен воздушный налет, бомбардировки. Оказывается, обыкновенное раздолбайство может привести к фантастическим результатам».

После катастрофы с начала 80-х годов было предпринято осуществление колоссальной программы по развитию энергетики в Ульяновске. Тогда первым секретарем обкома был Геннадий Васильевич Колбин человек в высшей степени могучий, государственный. Я был привлечен к разработке программы. Начатая при нем, она до сих пор держит Ульяновск в нормальном состоянии.

- Успели завершить?

Нет, не полностью, но работа все равно была проделана грандиозная.

Для реализации программы решили построить резервный крупный теплоисточник ТЭЦ-3. К сожалению, наступила перестройка, достроить не успели кроме пяти существующих водогрейных котлов должно было быть еще три турбины. ТЭЦ-3 связали с ТЭЦ-1 большой теплотрассой: метр в диаметре, семь километров длиной. Представляете, какая надежность? Один теплоисточник пострадает второй компенсирует, и аварии, как в 1978 году, невозможно представить ни при каких обстоятельствах.

Потом пришли другие времена, лихие 90-е. Промышленность встала.

Для ее обеспечения большой нагрузки уже не надо было, даже ТЭЦ-1 хватало. Сейчас реально большие мощности на ТЭЦ-3 не нужны, хотя, по моему мнению, генерирующие мощности на ТЭЦ-3 поставить бы надо, и они были включены в инвестиционную программу в 2000-е годы, но ее никому не хочется реализовывать. В том числе владельцу ВоТГК и «КЭСХолдинга» Виктору Вексельбергу. Не заинтересованы они в этом, зачем вкладывать деньги, если при случае сразу все продадут? Нынешние хозяева откровенные временщики.

Был такой пример в истории, который ничему не научил наших госдеятелей. В Казахстане умнейший Назарбаев акционировал энергетику еще в 90-е годы. Там электростанции разобрали по кусочкам какие-то западные «Рога и копыта». Они не вложили ни цента в развитие, высасывали несколько лет оттуда все, что можно, и когда все стало разваливаться, Назарбаев вдруг понял, что энергетика сдохла. Он стал покупать у них электростанции по цене в десять раз дороже и качеством в десять раз хуже, чем было. Нас это ничему не научило тот же Вексельберг уже пытался продать ВоТГК, но пока УФАС запретило эту продажу по ряду причин.

Безопасно, но невыносимо

 В Ульяновске ВоТГК и «КЭС Холдинг» стали проводить политику по снижению издержек с помощью ликвидации резервных источников. Сначала ликвидировали ТЭЦ-3 как самостоятельное предприятие. Причем не только у нас, в Самаре отопительную котельную мощностью больше нашей ТЭЦ-3 тоже собираются закрыть. Это абсолютно неэкономичный проект, но на руководящих постах «КЭС-Холдинга» сидят непрофессионалы. Так вот, снизили нагрузку на ТЭЦ-3. Для подпитки теплосети подается вода питьевого качества, из «Водоканала», ее обработку оставили только на ТЭЦ-1. В итоге семикилометровая теплотрасса стала работать со скоростями в три-четыре раза ниже проектных. Я говорю о субъективном факторе желании москвичей минимизировать издержки. На самом деле они уже выросли из-за необходимости предотвращать ситуацию.

- А какие объективные факторы?

Промышленность снизила объемы производства, кроме того, идет активная политика энергосбережения, ставят приборы учета, автоматического регулирования. Это здорово снизило расход горячей воды для населения. В 80-е годы потребление было в три раза больше.

За счет ликвидации утечек, напрасного расхода в домах получился такой положительный эффект, который стал неожиданно отрицательным. В теплотрассе скорость воды снизилась, и началось так называемое сульфидное загрязнение в теплосети появились условия для роста бактерий. Добавился фактор качества исходной воды. Она берется из нашего водохранилища, сами понимаете, что это почти болото. «Водоканал» обрабатывает воду по упрощенной технологии, нормы качества соблюдает, но на пределе. По другим нормативным документам этот предел опасный. Биологическое загрязнение воды великовато.

Этой весной меня пригласили для решения проблемы. Опыт у меня уже был в южных городах России и на Донбассе. Там эти проблемы мы успешно решали. Составили для Ульяновска программу мероприятий, которая реализуется, и результаты уже ощутимы. Я потребовал, чтобы и управляющие компании привлекли нужно решать не только силами управления по теплоснабжению ВоТГК.

Были предприняты серьезные меры.

Теплогенерирующая компания изменила водно-химический режим, это сразу дало эффект. Сделали консервацию силикатом натрия на лето. Серия мероприятий намечена еще на начало отопительного сезона. Нужно батареи промыть хорошо это обязанность управляющих компаний. Но если кто-то один не сделает свою часть работы все усилия будут напрасны. Я-то категорически требую, чтобы сделали обеззараживание и хлорирование системы теплоснабжения, но пока что-то ВоТГК не очень хочет этого делать. Хочу, чтобы возобновили подпитку теплосети на ТЭЦ-3, но тут Москва категорически против.

Я вижу, что технически проблема вполне разрешима. Иначе УК может ставить требования откажемся от горячего водоснабжения, поставим электронагреватели, а вы лишитесь прибыли.

- Мы две зимы подряд пользовались водонагревателем.

Многие так делают по одной простой причине из-за тарифной политики. Сейчас пользование водонагревателем получается не дороже обычной платы за ГВС. Хотя это полное безумие.

Электроэнергия вырабатывается на электростанциях с КПД 40 процентов.

А тепло, которым воду нагревают, дармовое вода нагревается отработавшим паром турбин, который уже выработал электроэнергию. Это сверхполезное использование для ТЭЦ.

- Всех волновал вопрос: насколько это явление опасно? Роспотребнадзор, когда все-таки признал, что вода пахнет, сообщил, что отклонения – только по органолептическим показателям, но многие не верят – слухи ходили, что вода просто непригодна.

И сам бы не стал эту воду употреблять, но она была в бактериологическом отношении безопасна. Действительно, нарушены были только органолептические показатели.

- Можно ли было предусмотреть такое развитие событий?

Тоже нет. Это был не злой умысел. Люди хотели сделать как лучше, но недооценили сумму факторов: что у нас биологическая загрязненность исходной воды достаточно высока, а также снизилась ее потребляемость.

Вообще это распространенная проблема, в Ульяновске просто еще такого не было.

- Но почему же долго объяснить не могли причину этого запаха? Даже Роспотребнадзор сообщал, что все в пределах нормы.

Трудно сказать. Никто не понимал, что это такое. Я узнал о проблеме только весной. Чтобы подтвердить мою гипотезу о сульфидном загрязнении, мы обратились на кафедру микробиологии Ульяновской сельхозакадемии замечательная кафедра, кстати. Они анализы сделали, все четко подтвердилось.

Непонятная миграция

 - С запахом горячей воды все понятно, но вообще вокруг горячей воды очень много проблем.

Особенно с тарифами.

Это очень закрытая тема все под шапкой коммерческой тайны.

Нигде вам никто не выложит правду.

Собирали «круглые столы» в Законодательном Собрании по этому поводу а что толку? Ни Волжская ТГК, ни кто другой не выставят свои откровенные данные: там ведь, в этом тарифе, и зарплата сотрудников, и прочие показатели. Теплоснабжение от ТЭЦ должно быть дешевле, чем от котельных. Но мы этого не видим, более того от электронагревателя получается та же самая стоимость горячей воды, как от централизованного источника, это полный абсурд. Я на одном «круглом столе» приводил в пример Татарстан.

Там образовалась генерирующая компания для нефтеперерабатывающих заводов. И вдруг снизила тариф в полтора раза. Они 80 процентов мощностей отдают собственным предприятиям, зачем им поднимать тарифы?

Ну и городу стали продавать по той же цене, реальной, без накруток.

- У нас такое реально?

У нас нет. У нас определяет экономическую политику вексельберговская компания.

- Специалистов в ЖКХ становится меньше?

Нет, в принципе. В той же ВоТГК инженеры сейчас грамотные, чего не было в предыдущие лет 10-15. Но меня несколько смущает кадровая политика регионального министерства ЖКК и энергетики. Ну, скажем, был там министром Сергей Гигирев, он мой выпускник 1992 года. Это большой профессионал. Был его замом Владимир Егоров это тоже суперпрофессионал, с удивительным чувством ответственности. Но как они там быстро мигрируют мне этого не понять. Эта пара была самая профессиональная, на мой взгляд. Сейчас я даже не знаю, кто там. Кадровая чехарда невероятная.

Дата публикации: 28-08-2014 Автор: Сергей Гурьянов

27.68MB | MySQL:37 | 0.646sec
wcsk8.ru
wcsk8.ru