18+
Газета СК - на главную

Над учителями снова экспериментируют

Ульяновские чиновники решили провести очередной эксперимент с зарплатами учителей и всех остальных работников системы образования. Главная цель изменений уменьшить долю гарантированных окладов, а большую часть получки поставить в зависимость от результатов труда, а фактически на усмотрение начальства. Педагоги уверены, что новая система расчета приведет к сокращению зарплат и станет инструментом борьбы с неугодными.

На днях в редакцию пришло очередное письмо от школьных учителей, обеспокоенных судьбой своих зарплат. Фамилии педагогов нам известны, но мы не будем их называть, опасаясь, что в противном случае они подвергнутся репрессиям со стороны начальников (недавно мы узнали, что такие методы воздействия на «жалобщиков» вовсю практикуются в ульяновских школах).

В своем послании учителя рассказали о принятом 25 февраля этого года Постановлении администрации Ульяновска №822 «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Ульяновск». Документ пока не опубликован в официальной прессе, потому еще не вступил в силу. По сведениям педагогов, это произойдет 1 мая. Мы изучили постановление и пришли к выводу, что никаких благ для большинства работников образования оно не несет.

Сама отраслевая система труда для ульяновских учителей не нова. Она действует с 1 сентября 2009 года. Зарплата учителей с тех пор состоит из трех частей: базовой, компенсационной и стимулирующей. В отличие от прежней единой тарифной сетки на каждую школу и детсад выделяется фонд оплаты труда, и уже руководство заведений решает, кому сколько заплатить. Формально стимулирующая часть зарплаты должна зависеть от результатов труда, успехов и достижений конкретного педагога, однако на деле больше получают те, кто приближен, угоден начальству.

Конечно, с виду все выглядит пристойно: по правилам педагогов должна оценивать специально созданная комиссия из числа самих педработников, но, по словам учителей, их формирование также целиком подконтрольно директорам школ. Прописанные в 822-м постановлении условия предполагают поставить педработников в еще более сильную зависимость от распределителей финансовых средств – если сейчас на стимулирующую часть должно приходиться «не менее 10 процентов» от фонда оплаты труда учреждений, то в новом постановлении этот показатель повышен до 75 процентов – соотношение будет определять руководитель. Иными словами, работникам школ и детсадов будет гарантирован лишь базовый оклад, который для некоторых категорий специалистов утвержден на уровне ниже минимального размера оплаты труда (от 4113 до 8729 рублей).

По существующему сейчас порядку должностной оклад педагогов рассчитывается по формуле, в которую включено пять критериев: базовый оклад по профессиональной квалификационной группе, повышающий коэффициент, учитывающий сложность выполняемой работы, а также коэффициенты, учитывающие уровень образования, стаж педагогической работы и уровень квалификационной подготовки. В новой формуле остались только два критерия: базовый оклад и повышающий коэффициент, учитывающий сложность выполняемой работы. Все остальное включено в выплату стимулирующего характера, то есть доплачивать или нет учителю или воспитателю за стаж и образование – будет решать комиссия, хотя непонятно почему, ведь все записано в трудовой книжке.

Также из новых правил начисления должностных окладов исчез пункт, согласно которому работникам учреждений устанавливаются компенсационные доплаты, если их месячный заработок не дотягивает до минимального размера оплаты труда (сейчас – 5205 рублей). Наконец, сейчас в случае нескольких оснований для выплаты надбавок (к примеру, если педагог работает в коррекционной школе–и при этом имеет звание «Заслуженный работник образования России») доплаты суммируются, но по Постановлению №822 учитывается только одно (максимальное) основание.

По подсчетам авторов письма, очередное изменение порядка начислений зарплат приведет к их уменьшению в среднем на четырепять тысяч рублей. В особо тяжелое положение могут попасть малокомплектные школы, ведь теперь действует система подушевого финансирования, то есть чем меньше учащихся, тем меньше фонд оплаты труда.

Дата публикации: 16-03-2013 Автор: Вадим Пилюков

27.75MB | MySQL:36 | 0.606sec