medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
Газета СК - на главную

В каждом ребенке видит гения

Победителем Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» в номинации «Музыкальное искусство» стала заслуженный работник культуры РФ, преподаватель класса скрипки ДШИ №3 Галина Велигжанина (на снимке). Педагог она в городе известный и уважаемый: каждый год на конкурсе «Новые имена» побеждают ребята из ее класса, каждый год ее воспитанники возвращаются с призовыми местами со всероссийских и международных конкурсов.

Скрипка пахнет ладаном

- Галина Ивановна, далеко не каждый ребенок проходит в музыкальной школе весь курс обучения. Часто перед педагогом стоит задача просто удержать ученика в классе. А скрипка – инструмент очень сложный, тонкий, но у вас учеников меньше не становится, более того – каждый год появляются новые «звездочки». Как вам это удается?

- Просто я в каждом ребенке вижу гения. Говорят, все дети рождаются гениями, только из ста находит свою дорогу один. Конечно, много приходит и «средних» ребяток, но они все подтягиваются и оканчивают музыкальную школу на хорошем уровне.

Пусть они не будут музыкантами, зато станут профессиональными любителями музыки. Где бы ни учились мои выпускники, они всегда ходят на концерты классической музыки. Учатся на медицинском факультете УлГУ, в политехе, но скрипку не забывают, организуют ансамбли, подтягивают в них даже тех, кто не учился музыке. Даня Федотов такой. Леша Эйрих учился в Москве в музучилище, но стал врачом, сейчас распространяет медицинскую технику. Говорит: «До сих пор как скрипку услышу, на сердце скребет – ну почему я не стал скрипачом?!» Оля Старостина очень хорошо устроилась, тоже живет в Москве и тоже жалеет, что порвала со скрипкой. Это такая удивительная «зараза»: попадает семечко любви к скрипке, и потом его ничем не выживешь.

Прекрасна сама ее форма, ее звучание, близкое к человеческому голосу. Я сама до сих пор любуюсь инструментами, особенно старинными. И каждый раз запах лака вдыхаю. Этот запах ладана, как от хорошей иконы, сводит с ума всех скрипачей. Со временем он становится только сильнее. Скрипке 300 лет, а от нее такой аромат, будто ее только что сделали.

Жадничать нельзя

- Однажды вы рассказывали, что нашли себе ученицу в песочнице.

- Это была случайность.

Меня поразила эта девочка, Аня Мкртчан. В ней было чтото от эльфа, она не ходила, а почти парила, касаясь земли только кончиками пальцев.

Это был настоящий талант. А сейчас дети сами идут толпой, порой деваться некуда (смеется. - Ред.).

Один приходит и ведет с собой второго. Второй – третьего. Однажды летом, в июне, занимаюсь с учеником – открывается дверь. Заходит маленькая девочка и говорит: «Здравствуй, я буду у тебя учиться». Я спрашиваю: «А ты кто?» Она отвечает: «Ларина Анастасия Михайловна». Оказалась невероятно талантливой, сейчас учится в седьмом классе Центральной музыкальной школы в Москве. В день, когда меня награждали, она, Полина Синатулова и Галя Прокопенко пришли меня поздравить, принесли букет цветов.

- Ваши ученицы уехали в Центральную музыкальную школу. Не жалко было отдавать талантливых учеников другим педагогам?

- Есть такой закон: хорошего ребенка отдашь – дватри хороших приходят. Поэтому в этом смысле жадничать нельзя. Сами педагоги ЦМШ удивляются, зачем я отдаю таких хороших детей. Но я говорю: «Вы поймите, держать их при себе и «грести» под себя дипломы – это же нечестно. Ребенок должен развиваться и поступить в такое музыкальное заведение, которого он достоин. Разве есть такие возможности в провинции?» Надо исходить из интересов ребенка, а не из своих личных, и отпускать его без сожаления, но с радостью.

Жаль, чиновники закрывают в ЦМШ дорогу для детей из других городов. Теперь в нее будут принимать только по прописке.

Пятилетняя «старушка»

- Знаю, вы работаете с очень маленькими детьми.

По специальной программе?

- Я написала авторскую программу еще в 1997 году, когда попробовала работать с трехлетками. Тогда у нас с такими детьми никто не работал.

Дело пошло. Суть в том, что малыши очень быстро проходят процесс становления игрового аппарата. Навыки игры на скрипке даются им проще, чем семилетним. Пьесы для них я подобрала таким образом, что они очень быстро их осваивают. За первый год дети проходят программу двух-трех классов музыкальной школы и к десяти годам играют на уровне студентов, заканчивающих учебу в музучилище. Конечно, на одних музыкальных способностях далеко не уйдешь, нужны усидчивость, трудолюбие, невероятная любовь к музыке, терпение. Есть талантливые детки, которых не заставишь заниматься, поэтому они учатся без особых успехов. А в этом году пришла маленькая девочка Ева с глазами взрослой женщины, она все понимает, стоит так, как будто всю жизнь скрипку в руках держала. У нас было буквально несколько уроков, и она уже начинает играть. Сейчас у меня учится очень хорошая девочка шести лет Полина Шамасова, быстро все осваивает, хорошо читает с листа, играет пьесы за третий-пятый классы. Она уже стала дипломантом международного и открытого московского конкурсов. Хотя пришла она поздно, в пять лет. Я ей говорю: «Ты у меня старушка!».

Вековая мечта

- Помните, как сами учились в музыкальной школе?

- Да, я безумно хотела играть на скрипке. Родителей атаковала, тянула в музыкальную школу. Когда, наконец, поступила в единственную в городе музыкальную школу, то сказала: «Сбылась моя вековая мечта!». Мне повезло с учителями. Многое дал Семен Моисеевич Рудник, это одесская школа. Но, как и в любой профессии, важно самообразование. Я учусь на каждом ребенке, даже на слабом. Приходится придумывать новые песенки, упражнения, чтобы ученику было легче овладеть новым навыком и при этом не потушить искорку интереса. Где фразу смешно назовешь, где сочинишь смешной стишок.

Бывает, не запоминает ребенок ноту фа – вот ему стишок: «Между первой и второй нота фа стоит горой». Бывает, весь урок сделаешь смешным, хотя, конечно, скрипка – сложный инструмент. Работа над постановкой аппарата идет все семь-восемь лет обучения: вдруг вырастают руки, шея вытягивается. Приходится мостик увеличивать, подушечки подкладывать. Но мы все преодолеваем. Очень хорошо детям помогает игра в ансамбле.

Она поднимает детей до хорошего уровня. Я даже крошечек ставлю в ансамбль, как только они научатся играть. Есть у нас ансамбль мальчиков из семи человек, они играют романс «Я встретил вас». Те, что постарше, играют мелодию, а для малышей я сочинила сопровождение по открытым струнам. И они выходят на сцену во фраках, улыбки до ушей женщины умиляются.

- Мне кажется, в вашем классе отношения выходят за рамки «учитель и ученик».

- Это вообще традиции русской школы. Все великие педагоги, тот же пианист Антон Рубинштейн и другие, все водили учеников к себе домой, и это были «их» дети.

Именно так и надо к ним относиться. Я всех их очень люблю, и они отвечают мне взаимностью. Школу заканчивают – приходят в гости. В класс на минутку забегают, детей приводят учиться. Как в песне: «Музыка нас связала, тайною нашей стала».

Дата публикации: 06-10-2011 Автор: Анна Школьная

wcsk8.ru