Приборы для концертной обработки голоса
Как же сложно оперным певцам, ведь во время своих выступлений они обязательно должны учитывать акустику помещения. «Выгодные» места на сценах всемирно известных оперных театров просчитаны с точностью до сантиметра, и, исполняя главные арии, солисты становятся именно там.
Концертная акустика на рок-выступлении улучшается при помощи специальных средств динамической обработки звука. Правда, безголосого, фальшивящего и шепелявящего вокалиста никакой звукорежиссер не превратит в Карузо, поэтому при отсутствии вокальных данных о «живых» концертах лучше забыть. В реальном времени «подправить» вокалиста достаточно сложно, а вот в студии с вокалом можно сделать всё, что угодно.
Вокальный процессор – это прибор, который оцифровывает, обрабатывает и преобразует звук голоса обратно в аналоговую форму. Если идёт цифровая обработка, то сигнал проходит последовательно через несколько отдельных приборов, среди которых можно назвать лимитер/компрессор, шумоподавитель/гейт, деэссер и линию задержки. Все перечисленные приборы могут существовать и как отдельные устройства.
Лимитер выполняет ограничение амплитуды звукового сигнала с той целью, чтобы не появлялись искажения (от громкого голоса динамики не должны хрипеть). В этом помогает компрессор, который «сжимает» динамический диапазон в рамки, приемлемые для каждого конкретного комплекта аппаратуры (тихие звуки он делает громче, а громкие – тише).
Задача шумоподавителя ясна из его названия. Гейт помогает в его работе, он определяет, когда нужно «давить» шум. Работа шумоподавителя необходима не всегда, поскольку он изымает определённые полосы частот, на которых кроме шума, могут быть и «полезные» звуки. По уровню сигнала гейт вычисляет, когда наступает пауза и убирает шум.
Деэссер необходим вокалистам, у которых очень акцентированы свистящие и шипящие звуки – он их устраняет.
Линия задержки – это собирательное название для многих устройств, которые генерируют «звуковой след» от сигнала. Без всевозможных видов реверберации (дилэя холла, хоруса и тому подобного) сейчас невозможно представить звукоусиление ни на одном концерте или на записи. Конечно, реверберация требуется как на вокале, так и на всех инструментах. У звукорежиссера присутствует специальная стойка с разными приборами, служащая для обработки отдельных каналов и итогового сигнала.
Дата публикации: 22-02-2014 Автор: