medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
18+
Газета СК - на главную

Счетчики не в счет

Помните, какая летом была гонка по «оприбориванию» многоквартирных жилых домов? У меня в компьютере хранится победное сообщение мэрии о том, что «в Ульяновске завершается установка общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.

Счетчиками тепла и горячего водоснабжения оснащено 97 процентов… жилого фонда Ульяновска». Ускоренные темпы «оприборивания» объясняли требованием ФЗ №261 «Об энергосбережении…», хотя состоянием домов при этом никто не интересовался.

Впрочем, даже в этой ситуации счетчик для многих становится благом: сколько лет до этого энергетики занимались честным отъемом средств граждан, можно судить по информации главы города Марины Беспаловой. Она недавно проиллюстрировала на цифрах, как сокращается плата за тепло при установке счетчика с погодным регулированием на примере многоэтажных домов в новом городе: без прибора учета – 37,6 рубля за квадратный метр, с прибором – 15,5 рубля. Люди в домах, оборудованных счетчиками, платят в 2-2,5 раза меньше, чем по нормативу, и это яркое доказательство того, что энергетики обирают население.

Лично я очень рассчитывал на этот счетчик, установленный в нашем доме в июле. Тепло, которое получает наш микрорайон от котельной «РТК» в северной части города, – самое дорогое в Ульяновске: 45 рублей за квадратный метр площади (весной было около 40 рублей). При необычайно теплой осени была реальная возможность сэкономить.

Каково же было мое удивление, когда в квитанциях за октябрь и ноябрь я увидел, что плата за тепло посчитана по нормативу и составила почти 2400 рублей за двухкомнатную квартиру. Выяснилось, что только что установленный теплосчетчик умер в младенчестве, так ни разу и не дав достоверных показаний. То же самое произошло и в соседнем доме. Значит, за два месяца отопительного сезона жители только нашего дома переплатят тепловикам около 600 тысяч рублей, еще столько же – другая девятиэтажка (это дома по улице Громовой, 6 и 2а). Как от нечего делать вынуть из карманов людей 1,2 млн рублей из-за негодных расходомеров – как вам это? Тут помимо воли начнешь верить конспирологической версии о том, что кто-то «помогает» приборам учета ломаться.

Комиссия, которая констатировала смерть теплосчетчиков, собралась почему-то только 18 ноября, хотя по регламенту специалист управляющей компании (в данном случае «ЦЭТ») должен осматривать счетчики ежемесячно. Представители компании «Промсервис-У», которая устанавливала приборы, в работе комиссии участия не принимали, хотя были приглашены. В «Городском теплосервисе» – это заказчик работ по установке приборов учета – сказали, что о ситуации знают, и обещали «в течение пяти дней все устранить». Подрядчик должен заменить прибор по гарантии.

Директор фирмы «Промсервис-У» Владимир Новиков в личной беседе сказал, что гарантийные обязательства выполнит, однако заявил, что«прибор сдан в эксплуатацию в рабочем состоянии, о чем есть документ».

Он рассказал, что его фирма установила около 250 узлов учета, и все они работают. По его словам, электромагнитный расходомер с пафосным названием «Эмир-Прамер» – оригинальная разработка головной фирмы из Димитровграда, статистика отказов полпроцента годового выпуска (производитель определяет срок службы в 15 лет, а среднюю наработку на отказ – около 8,5 года). На вопрос, в чем же тогда дело, Новиков ответил: «Вам просто не повезло с управляющей компанией – не умеет эксплуатировать». Директор не стал пояснять, в чем заключается эксплуатация, отослав меня к соответствующей документации, сказал только: «Там, где не трогают, не ломается».

В руководстве по эксплуатации много чего написано, но больше всего важных требований предъявляется именно к монтажу прибора. Обслуживание в принципе несложное – проверить одно, измерить другое, почистить третье, – хотя требует некоторых знаний и соблюдения регламента.

Главная уязвимость прибора, пожалуй, в одном: даже при отсутствии расхода воды в системе тот участок трубы, на котором стоит прибор, должен быть заполнен. Вряд ли об этом кто-то позаботился, когда в августе на две недели отключали горячую воду.

Ранее «ЦЭТ» предлагал жильцам поставить свой прибор, но поскольку собственникам квартир было по барабану, подряд отдали фирме, выигравшей тендер. Управляющая компания, возможно, безразлично отнеслась к «не своему» теплосчетчику.

Новиков упрекает УК и в том, что она не заключила с его фирмой, как с сертифицированным сервисным центром, договор обслуживания прибора и не приступила к начислению платежей за установленный прибор (пока себя не оправдавший). «Поэтому мы пошли на принцип: гарантийные обязательства выполним, остальное – не к нам», – говорит Новиков. С самого начала было ясно, что гонка по «оприбориванию» до добра не доведет. Не учтено как множество мелочей, вроде сервисных контрактов, так и фундаментальное требование федерального закона – исследовать состояние дома перед установкой коллективных приборов учета.

Есть примеры того, как установка теплосчетчиков в домах, десятки лет не знавших ремонта, приводит к росту платежей. В случае с нашим домом, видимо, произошло нечто подобное: если Владимир Новиков прав, то возможная конденсация влаги на приборе, нестабильное электроснабжение, пренебрежение требованиями к эксплуатации вывели счетчик из строя. И вот благодаря такому «обслуживанию» тепловики теперь получат с каждой квартиры дополнительно от 1000 до 1700 рублей в месяц.

Самое обидное, что у каждой из сторон этого договорного триумвирата («Гортеплосервис» – «Промсервис-У» «ЦЭТ») – свои аргументы со ссылками на закон и обвинениями партнеров, а виноватых нет. В проигрыше, как всегда, собственники помещений.

Но вопросы остаются. И прежде всего к энергетикам и власти. Почему «Гортеплосервис» всю осень при рекордно высокой температуре на улице держал максимальную температуру теплоносителя, хотя можно было осуществить погодное регулирование в ручном режиме и дать людям сэкономить? Почему у котельной «РТК», подразделения «Теплосервиса», запредельная стоимость тепла? Ведь еще недавно, в 2009-2011 годах, это предприятие провело реконструкцию котельной, средства на которую – 5 млн рублей – взяли с жильцов, даже не поставив их в известность. Цель этой инвестиционной программы была благородная – «снижение себестоимости», но для «инвесторов» она обернулась вместо экономии ежегодным ростом тарифа, и без того неприлично высокого. С этим еще предстоит разобраться.

Дата публикации: 30-11-2013 Автор: Сергей Гогин

6.98MB | MySQL:36 | 0.218sec
wcsk8.ru
wcsk8.ru