medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
18+
Газета СК - на главную

Недонаселение

Руководство области приступило к разработке региональной «Программы содействия добровольному переселению проживающих за рубежом соотечественников». У ульяновцев идея вызывает недоумение: если все сведется лишь к лозунгам, то к нам никто не поедет, а если приезжим действительно будут предоставляться привилегии, то где социальная справедливость?

Вселяем всех

Программа переселения, видимо, стала первым шагом к реализации озвученной ранее губернатором Сергеем Морозовым цели увеличить к 2025 году численность населения Ульяновской области до трех миллионов человек. К слову, директор Института демографических исследований Игорь Белобородов это заявление прокомментировал так: «Это даже не фантастика, а управленческая усмешка. Подобные прогнозы чем хороши для тех, кто у власти? Тем, что за них не придется нести ответственность. 2025 год – это не тот период, до которого обычно губернаторы держатся у власти. Если бы существовала ответственность за подобные заявления, их было бы, конечно, меньше».

Напомним, федеральная программа содействия добровольному переселению зарубежных соотечественников действует с 2008 года, однако особой популярностью у потенциальных переселенцев не пользуется. К примеру, по данным Минрегионразвития РФ, в прошлом году в ее рамках в Россию переехало 32 тысячи человек. Для сравнения, ежегодно в страну легально и нелегально – въезжает 10-11 миллионов трудовых мигрантов. В сентябре нынешнего года программа стала бессрочной, а требования к ее участникам упрощены. В частности, был расширен круг членов семьи участника госпрограммы, включивший бабушек, дедушек, совершеннолетних братьев и сестер, усыновленных детей, что позволило переезжать большими семьями. В новой госпрограмме расширено понятие «территория вселения» в части возможности отнесения к ней всей территории региона, а не только какой-то его части, как это было ранее. Это дает возможность человеку, переехавшему в конкретный регион, не быть привязанным к одному муниципальному образованию. Но, главное, открытыми для приема соотечественников стали почти все регионы. Федералы, как и прежде, всем переселенцам оплачивают проезд, провоз багажа и некоторые другие расходы. Получить гражданство по госпрограмме доступно в течение нескольких месяцев.

Соотечественники теперь могут выбирать территорию вселения, не ориентируясь, как прежде, только на существующие рабочие вакансии. Потенциальные участники программы – люди, готовые трудоустроиться самостоятельно либо открыть свое дело. Регионам предоставлено право разрабатывать свои подпрограммы переселения, ориентирован—ные на привлечение людей конкретных специальностей под конкретный региональный проект развития.

Познается в сравнении

Несмотря на заявления властей о демографических успехах, Ульяновская область продолжает пустеть. По официальным данным Росстата, только за период с января по сентябрь нынешнего года из региона в другие субъекты России или за рубеж уехали 13 тысяч человек.

Речь идет лишь о тех, кто снялся с регистрационного учета, однако тысячи ульяновцев покидают пределы области, оставаясь прописанными здесь – их статистика не учитывает. Тем не менее миграционная убыль за первые девять месяцев 2012 года составила минус 2812 человек, причем ее темп продолжает увеличиваться (за тот же период прошлого года ульяновцев стало меньше на 1770 человек).

Не подтверждаются и оптимистические сообщения о небывалом повышении уровня рождаемости и снижении смертности населения.

То есть детей в регионе действительно появляется на свет больше, однако прирост этого показателя в Ульяновской области самый низкий среди регионов ПФО – +5,7 процента. Для сравнения, в республике Марий Эл – +10,6 процента. В области по-прежнему людей умирает больше, чем рождается: в январе-октябре 2012 года – 15095 умерших против 12108 новорожденных. Кстати, то, что с демографией в регионе на самом деле не все в порядке, недавно вынуждено было признать и само руководство региона, изъявив желание участвовать в федеральной программе поддержки многодетных семей. Она предусматривает ежемесячные выплаты в размере прожиточного минимума на третьего родившегося ребенка, но, по условиям федералов, получать пособия с 2013 года смогут лишь малоимущие семьи, проживающие в регионах с неблагополучными демографическими показателями.

А про ульяновцев забыли?

Как и чем региональные власти намерены привлекать в Ульяновскую область новых жителей? По словам министра труда и социального развития области Анатолия Васильева, программой предусмотрено оказание информационных, консультационных и юридических услуг, помощи по жилищному обустройству семей переселенцев, выделение жилых помещений для их временного размещения на срок не менее шести месяцев, а также социальное обеспечение и медицинская помощь, содействие в трудоустройстве и занятости соотечественникам и членам их семей. Многого из перечисленного не получают местные жители. К примеру, очередь на жилье только в Ульяновске сегодня составляет более четырех тысяч семей, при этом бесплатные квартиры в год получают лишь считанные единицы, врачей и учителей загоняют в ипотеку. Качественная медицинская помощь для ульяновцев все больше становится недоступной. То ли еще будет после 1 января, когда начнут действовать новые правила оказания платных медицинских услуг (см. статью в этом номере «Без денег не ложись»). Уровень безработицы сегодня хоть и признается одним из самых низких за последние годы, но речь опять же идет об официальных показателях. Многие безработные попросту не идут в центры занятости, поскольку качество предлагаемых там вакансий и уровень оплаты труда не выдерживают никакой критики.

Недавно ульяновские чиновники, похоже, всерьез озаботились и другой проблемой массовым отъездом земляков на заработки в другие российские регионы. По данным областного департамента занятости населения, регулярно за пределы области выезжает работать около 20 тысяч наших земляков. Департаменту было поручено разработать и распространить анкеты, в которых «вахтовикам» предлагается ответить на несколько вопросов, суть которых сводится к одному: что заставляет ехать работать за пределы региона? Хотя ответ очевиден. Лучше всего об этом написала одна из интернет-пользователей: «Сын закончил УлГУ с дипломом без троек. Работать по специальности эколога в нашей области – зарплата не более 15000. Уехал в Москву. Продавец. Зарплата – 40000. Работа – день через два, поступил учиться на экономиста. Возвращаться не хочет. Друг работал лесничим. Зарплата 12000. Уехал в Москву. Простой рабочий по озеленению. Зарплата – 32000, плюс кормежка и проживание за счет фирмы. Обратиться ко всем с призывом «Валите из области!» слишком просто. Лучше пусть валят те, кто нашу область опустил до такого уровня».

Дата публикации: 18-12-2012 Автор: Вадим Пилюков

wcsk8.ru