medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
18+
Газета СК - на главную

Допустим, Ленина повезли на гастроли

Хайнц Шютц обозревает Ульяновск со смотровой площадки гостиницы «Венец

Паблик арт (от англ. public art), как его определяет Википедия, – искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством. В личном интервью г-н Шютц рассказал, зачем это нужно городам.

- Паблик арт не только украшает общественное пространство, но и создает само это пространство – различными путями. Первый способ превращение арт-объекта в арт-деятельность, например, хэппенинг. Этот путь, как правило, мало осознается людьми, но он важен: искусство выходит из музеев на улицы, художники готовы «подарить» свои произведения городу, в каком-то смысле отказаться от них, они стали рассматривать саму жизнь как составную часть творчества.

Второй путь – скульптура, вписанная в общественное пространство.

Скульптура больше не рассматривается как автономное произведение, не имеющее отношения к окружению; скульптура не просто зависит от контекста городской среды, но и влияет на него. Ведь пространство – это не только форма, но и содержание. Если говорить о содержании, то мы выходим в историческое и политическое измерение. Ричард Серра одним из первых начал делать арт-объекты, предельно завязанные на окружение.

Пожалуй, наиболее известна его «Наклонная арка» на Федерал Плаза в Нью-Йорке – изогнутая металлическая пластина из ржавого железа высотой 3,5 метра. (Люди посчитали, что она портит вид и мешает проходу через площадь, поэтому ее демонтировали, хотя это была всего лишь стальная скульптура.) В 80-е годы паблик арт приобрел новое измерение, которое назвали «новым жанром». «Новый жанр» сосредоточился на аспекте социального активизма.

- То есть художники вовлекают публику в общественное движение?

- В некотором роде. Они создают структуры, «художественные поводы», позволяющие людям проявлять активность. Хороший пример – художники Майкл Клегг и Мартин Гуттманн, которые превратили электрический распределительный шкаф в публичную библиотеку. Они собрали книги и положили их в эту будку, при этом каждый мог взять книгу и, прочитав, вернуть в «библиотеку».

Это социальный обмен, который важнее денег и цензуры. Проект «Открытая библиотека» с конца 90-х годов был реализован в нескольких городах. Этот проект в какой-то мере формировал имидж местного сообщества, отражая его особенности, ведь подборка книг имела «местные особенности» – в другом месте это была бы другая подборка. Причем в одном городе людям проектпонравился и они захотели его сохранить, а в другом «библиотеку» прикрыли.

Известный немецкий художник-постмодернист Йозеф Бойс тоже занимался паблик арт: у него была идея «социальной скульптуры», пластичного общества, которое можно и нужно формировать, он как раз искал пути формирования и трансформации общества через искусство.

- Можете ли вы привести современный пример паблик арт, радикально меняющего пространство?

- Паблик арт не делается на века, у этих проектов короткий срок жизни, особенность социальных проектов паблик арт – это их временный характер. Например, австрийские художники из группы Wochenklausur изначально ориентировались на социальные проекты (их группа и есть, по сути, социальный проект). В Вене они наняли автобус и организовали передвижную больницу для бездомных, в Цюрихе открыли центр временного пребывания для проституток. Они искали, где есть нерешенные социальные проблемы, и находили решение этих проблем – вот что интересно. То, что годами не смогли исправить управленцы или политики, им удавалось сделать в течение недели. Вот здесь для меня проходит граница между искусством как формальным творческим актом и социальной интервенцией. Было ли в этих случаях важно искусство? Скорее всего, нет. Но если что-то работает, оно работает – где бы то ни было.

Итак, паблик арт – это, в большинстве случаев, некий временный одноразовый исполнительский проект, перформанс, акция, вторжение.

В других случаях «временность» может означать, что арт-объект существует, ну, может быть, несколько месяцев, а потом демонтируется. В редких случаях люди настаивают, чтобы арт-объект остался подольше, ведь не стоит забывать, что создание объектов требует немалых затрат.

- Насколько люди готовы принять паблик арт, «ассимилировать» его? Наверняка в одних странах люди настроены по отношению к актуальному искусству более консервативно, в других менее… - Постепенно люди привыкают к паблик арт, но так было не всегда. Например, мой опыт показывает, что жители Мюнхена почему-то не переваривают актуальное искусство и даже устраивают по этому поводу протесты.

Один из проектов, которыйпредлагался Мюнхену, – большие орнаменты с муравьями австрийца Петера Коглера, однако сопротивление со стороны местного сообщества было настолько сильным, что от проекта пришлось отказаться. Но тут многое зависит от взаимодействия с аудиторией: если изучаешь мнение людей, вовлекаешь их в процесс решения, то они с большей вероятностью захотят потратить общественные деньги на искусство, а не на строительство еще одного детского сада. Но бывает так, что дело даже не доходит до дискуссии, и люди используют произведение искусства как повод для того, чтобы его же и отвергнуть.

- Что важнее для современного художника, который занимается паблик арт, – поддержка сообщества или административная поддержка местной власти?

- Раньше я думал, что – сообщества. Но, зная реакцию людей, я думаю, что для начала художник должен заявить о себе, выступить с неким творческим манифестом. Да, вовлечение публики важно, но иногда художник обязан провоцировать публику. Если мы будет думать, что искусство – это предмет для всеобщего согласия, то мы тем самым отсекаем от искусства важное измерение творчества, связанное с провокацией, с новизной. Для меня общество не тождественно его интересам.

Общество – это некое социальное пространство, а общественный интерес – это все-таки интересы живых людей. И если возникает дискуссия по поводу уместности некого артобъекта в публичном пространстве и одни люди говорят: «Это должно быть вот так», – они имеют на это право, но в таком случае другие люди имеют право на провокацию.

- Но зачем художникам провоцировать людей посредством паблик арт? Только для того, чтобы придать своим произведениям дополнительное социальное измерение?

- Во всяком случае, не ради провокации как таковой. Работа художника имеет глубинный смысл, и если для постижения этого смысла нужна провокация – ну что ж, нужна так нужна. Думаю все же, что в 95 процентах случаев у художника нет намерения специально нервировать публику. В 1968 году один немецкий художник вывалил две или три тонны мусора на улицу – это был объект искусства. Понятно, что многие будут против такого паблик арт: люди не задумываются о содержании этой работы,потому что видят только мусор. Но смысл-то есть!

- Как объяснить людям, что мусор – это не мусор, а произведение искусства?

- Это, конечно, не произведение, это просто мусор, но цель акции напомнить людям, сколько дряни они производят, причем эту дрянь технологически нельзя превратить в золото, в «пост-дрянь»; это публичный жест, манифестация, относящаяся к «исполнительскому» виду паблик арт, или даже нечто большее.

- Готовы ли люди в России, в Ульяновске в частности, принять концепцию такого «публичного искусства»?

- Мой опыт подсказывает, что сегодня люди в России более открыты подобным вещам, по крайней мере, испытывают любопытство. Не знаю, что будет, если дело дойдет до воплощения таких проектов. Во многих случаях сам термин «искусство» не очень подходит. Когда говоришь «искусство», у каждого человека возникают свои ассоциации, связанные с этим словом, они думают о картинах, написанных маслом, о фарфоровых миниатюрах или о скульптуре. Может быть, стоит отказаться от самого термина «искусство». Гораздо интереснее поговорить о том, что вообще такое паблик арт. Для проектов, предполагающих вовлечение аудитории, могу предложить термин «арт-интервенция» или просто «интервенция», если на первый взгляд нет никакого «арта». Людям часто просто интересно разобраться: что происходит? Во многих случаях они чувствуют, что их дразнят, разыгрывают, но охотно попадаются на уловку художника, потому что думают: и я могу кого-нибудь так разыграть.

- Похоже, что паблик арт двойствен по самой своей природе: с одной стороны, это искусство, которое уважающий себя художник всегда делает «для себя», но паблик арт, как следует из названия, ориентирован в первую очередь на публику, на общественное пространство, на акционизм. Как художники разрешают это противоречие?

- Я бы сказал, есть два типа художников: одни интересуются в основном аудиторией, другие – в основном собой. Но есть и такие, которые это удачно сочетают. В модернизме артистическое эго традиционно занимало центральное место, подпись художника на полотне была не менее важна, чем сама картина. Но в начале ХХ века, особенно в России, конструктивизм вышел за пределы художественной мастерской: помимо эго, у этих художников было желание сделать что-то для общества. Так что паблик арт имеет давние исторические корни.

- Поскольку проекты паблик арт, как правило, временные, то как художники относятся к тому, что их произведения, творения их рук, ума и таланта, используют, а потом выбрасывают?

- Некоторые из них испытывают подлинные страдания! Хотя, конечно, все зависит от художника. Даже когда художник знает заранее, что скульптурный проект временный, все равно иногда «упрашивает» город, чтобы его оставили.

- Где, по-вашему, в Ульяновске подходящее место для паблик арт?

- Да где угодно, хоть на крыше.

Обычно сам художник выбирает место для арт-интервенции, или это делает куратор, определяющий содержание проекта. На самом деле, это довольно критичный момент: если художник пришел «со стороны», у него свежий взгляд на территорию, и это хорошо, но если он при этом не знаком с местными условиями, тогда это плохо.

- Есть ли у вас какой-либо проект для Ульяновска? Кого из художников стоило бы пригласить?

- Есть интересный проект Рудольфа Херца «Lenin On Tour» («Ленин на гастролях»). Часто спрашивают: что делать с памятниками вождям, с политическим прошлым? Художник дает на это возможный ответ. Он взял памятник Ленину, поставил его на грузовик и в течение месяца возил его по Европе, словно показывая современникам Ленина, а Ленину – как выгля дит мир в XXI веке. Смотрите, что получается: город Дрезден хотел уничтожить памятник, а художник предложил сохранить его, разобрав на части. Он тем самым хотел сказать: уничтоженный памятник истории – это подавленная дискуссия по поводу истории.

- Какими путями, на ваш взгляд, будет развиваться паблик арт?

- Я считаю интересным «подключение» искусства к интернету, связь паблик арт с интернет-сообществом.

Медийный аспект важен, потому что до недавнего времени главным был момент физического присутствия публики при реализации проектов паблик арт. Кроме того, я считаю, что эти проекты должны иметь более четкое различие, специфические черты, ориентированные на конкретный город. Нужно четче различать возможности площадки, потому что одно дело – просто показать проект, а другое дело – в полной мере использовать возможности данного публичного пространства.

Дата публикации: 29-01-2011 Автор: Сергей Гогин

27.77MB | MySQL:36 | 0.447sec
wcsk8.ru
wcsk8.ru