medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
18+
Газета СК - на главную

Доска для Романова

Досье
Григорий Васильевич Романов родился 7 февраля 1923 года в деревне Зихново Новгородской области, в крестьянской семье. Участник Великой Отечественной войны. Воевал связистом на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Член КПСС с 1944 года. В 1953 году заочно окончил Ленинградский кораблестроительный институт. В 1946-1954 годах – конструктор, начальник сектора Центрального конструкторского бюро на заводе им. Жданова. В 19551957 годах – секретарь парткома, парторг ЦК КПСС на том же заводе. В 19571961 годах – секретарь, 1-й секретарь Кировского райкома КПСС в Ленинграде.
Стремительно поднимался по партийной лестнице. С сентября 1970 по 1983 год – 1-й секретарь Ленинградского обкома КПСС. В этот период принято постановление «О строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений» (дамбы) – не достроена до сих пор (более 30 лет). Открыты 19 станций Ленинградского метро. На 23-м и 24-м съездах КПСС избирался членом ЦК КПСС. С 1973 года – кандидат в члены, в 1976-1985 годах – член Политбюро ЦК КПСС. В 1983-1985 годах – секретарь ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 7-11 созывов; в 1971-1983 годах – член Президиума Верховного Совета СССР. Романову была установлена персональная пенсия за значительный вклад в развитие отечественного машиностроения и оборонной промышленности.
Член Центрального консультативного совета при ЦК КПРФ. Скончался 3 июня 2008 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Награды: Герой Социалистического Труда, три ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медали.
Имя Григория Романова вряд ли многое скажет нынешней молодежи. Однако те, кто еще помнит советскую эру, прекрасно помнят «романовскую» эпоху. Романов был партийным руководителем Ленинграда, когда во главе государства стояли Лео нид Брежнев, Юрий Андропов и Константин Черненко. С периодом его «хозяйствова ния» связывают не только стройки и попытки решения социальных проблем, но и гонения деятелей культуры. Имя Романова сейчас снова на слуху. Решение правительства Санкт-Петербурга об установке памятной доски на доме, где жил главный партийный деятель Ленинграда, породило жесткие дискуссии и протесты.
Роковой сервиз
«Зимний стоит, Елисеев торгует, Романов правит» – стало чуть ли не визитной карточкой того времени. Имя 1-го секретаря вошло составной частью в неофициальную ленинградскую топонимику. Комплекс защитных сооружений, строительство которого началось при Романове, в народе стали называть «Дамбой Романовной». О нем слагали легенды и рассказывали анекдоты: «Вы не знаете, почему Невский перекопали?» – «Романов потерял свою любимую заколку». Романову были посвящены детские дворовые игры и забавные школьные страшилки. Даже инициалы Григория Васильевича стали объектом фольклора – за глаза его стали называть «ГэВэ». Сама фамилия партийного деятеля постоянно «склонялась». Расхожей поговоркой того времени стала фраза: «Живет Романов по-романовски». Вариации на тему «династической» фамилии продолжались в прозвищах. Даже в коридорах Смольного его иронически называли «последним Романовым».
С именем Романова связано появление в Петербурге Концертного зала «Октябрьский», построенного к 50-летию Октябрьской революции. Идея будто бы принадлежала самому 1-му секретарю обкома КПСС, и он лично курировал проектирование здания. А место якобы было выбрано прямо в машине первого секретаря по пути от Московского вокзала в Смольный. «Вот здесь и стройте!» – махнул рукой Романов, рассердившись на то, что место стройки не было определено.
В скандальной мифологии эпохи застоя особое место занимает нашумевшая легенда о необыкновенно роскошной свадьбе дочери Григория Васильевича, устроенной им будто бы в Таврическом дворце среди великолепных интерьеров блестящего екатерининского вельможи. Мало того, для свадебного стола хозяин Ленинграда будто бы приказал взять из Эрмитажа царский парадный сервиз на 144 персоны.
По легенде подвыпившие гости разбили тот пресловутый сервиз. И это якобы стало хорошим поводом, чтобы «слить» Григория Васильевича – одного из главных претендентов на высший партийный пост того времени.
По некоторым данным, этим делом занимался сам Андропов.
Сенсацию выдал немецкий журнал «Шпигель». Радио «Свобода» и «Голос Америки» статью пересказали. Слух о свадьбе разнесся в одночасье. Советские газеты об этом не писали.
«Андропов мне так сказал: «Не обращай внимания. Мы знаем, что ничего подобного не было».
Я говорю: «Юрий Владимирович, но Вы можете дать информацию о том, что не было!» – «Хорошо, мы разберемся», – вспоминал Романов.
Возможно, из-за сервиза могущественный хозяин Ленинграда не стал первым лицом страны. Политбюро проголосовало за Горбачева. Романов тогда был в Прибалтике.
Певец Сергей Захаров не раз рассказывал, что тюремный срок ему обеспечил лично Романов. Мол, первый секретарь Ленинградского обкома партии приревновал к нему Людмилу Сенчину. Захаров, роскошный красавец, в которого была влюблена вся женская половина страны, часто ездил с Людмилой на гастроли. Порой даже в одном купе. В Ленинграде тех времен много говорили о безумной любви Романова к певице.
Романов откровенно ненавидел Товстоноговский Большой драматический театр. Он не посмотрел в нем ни одного спектакля! Рассказывают такую байку. Однажды Товстоногов спросил у Романова: «Почему Вы нас не любите?». На что тот, засмеявшись, сказал, что знает о спектаклях со слов своих помощников, и этого достаточно. «А если я приду на ваш спектакль, мне придется его закрыть», – откровенно признался Романов. Уже после смерти Григория Васильевича один из его соратников рассказывал, что Романов, по его словам, очень болезненно воспринимал слухи, что у него плохие отношения с интеллигенцией. Говорил, что ему давали неправильную информацию о Товстоногове и пытались поссорить его с великим режиссером. И очень обижался на свою воспитанницу Валентину Матвиенко, что не пригласила его на 300-летие Петербурга.
Ненавидел тех, которые не приспосабливались
«Он был первый антисемит города! – с трудом справляется с возмущением, вызванным славословиями в адрес Романова, писательница Нина Катерли. – Он люто ненавидел и травил всех деятелей культуры, которые «не приспосабливались». При нем в 1980 году сфабриковали дело писателя и историка Константина Азадовского, который работал заведующим кафедрой иностранных языков в Мухинском училище, ему и его жене подбросили наркотики и отправили на два года на Колыму за хранение «пяти граммов анаши без цели сбыта». При нем из города были вынуждены уехать Сергей Юрский и Аркадий Райкин. При нем были изгнаны из страны Иосиф Бродский и Сергей Довлатов. А мой муж тогда работал главным инженером завода, но официально его не назначали – потому что с такой фамилией при Романове не назначали в принципе. Ведь Григорий Васильевич заявлял, что «все евреи – это граждане страны потенциального противника»….
«Это было идеологическое чудовище! – говорит правозащитник Юрий Вдовин. – Борец за чистоту марксистско-ленинской идеологии. Он лично принимал телевизионные передачи и давал указания, что надо делать; и когда на телевидении перекрывали четвертыйэтаж, знали, что приехал Романов. Он запретил появляться на телевидении и радио женщинам в брюках.
Он запрещал показывать в Ленинграде фильмы, которые уже шли по всей стране – например, «Рокко и его братья» или «Тридцать три», но прокатчики ставили их, не объявляя в афишах. И когда в том или ином кинотеатре значилось в программе просто «Художественный фильм» – мы знали, что показывают что-то, не нравящееся Романову. Он велел «никогда не пускать» в Ленинград театр «Современник». А когда мне говорят, сколько он построил жилья да, он построил десять миллионов квадратных метров за десять лет, но за это же время население города за счет лимитчиков выросло на миллион. То есть он завозил в город людей и давал им жилье по десять метров на человека. И именно при нем загнали сотни тысяч людей в общежития, в которых они маются до сих пор. Он сделал так, что весь центр города в коммуналках – потому что в освобождающиеся комнаты заселяли посторонних людей. А когда он начал строительство дамбы и Сергей Залыгин написал в «Новом мире», что Финский залив загниет, Романов ответил: «Ну и фиг с ним, загниет – так засыпем…». Очень многие музыканты, актеры, художники при нем перебрались в Москву работать под Романовым было невозможно».
Что касается «вклада в развитие профессионального образования», то он вполне стоит «вклада в развитие культуры»: по личному указанию Григория Романова был взят курс на принудительный загон школьников в ПТУ, которых тогда расплодилось великое множество. По его требованию начали борьбу со спецшколами математическими и языковыми, которые были островками свободомыслия и потому ненавистны первому секретарю обкома. «Они же воспитывают элиту!» – разгневался Романов. И число таких школ начало стремительно сокращаться (так превратили в обычную школу блистательную 24-ю английскую на Васильевском).
За и против
Даже вокруг вопроса об установлении мемориальной доски на доме Романова разгорелся скандал. Члены координационного совета творческих союзов Петербурга одобрили идею. В Координационный совет входят 15 творческих союзов, объединяющих около 17 тысяч творческих работников.
Молодые социалисты считают, что мемориальная доска должна быть установлена на народные деньги. Они предлагают городским властям открыть специальный счет, а петербуржцы пусть сами решают рублем – достоин ли Григорий Романов мемориальной доски.
Седьмого мая нынешнего года в интернете было размещено открытое письмо известных деятелей культуры и искусства Петербурга, а также оппозиционеров, которые высказались против инициативы городского правительства установить мемориальную доску первому секретарю Ленинградского областного комитета КПСС Романову. «Мы, и поныне живущие в Петербурге, а также те, кто вынужден был покинуть наш город, когда его возглавлял Григорий Романов, глубоко оскорблены решением об увековечении его памяти», – говорится в документе. Подписавшие письмо характеризуют Романова как «человека, душившего культуру, науку, искусство и свободу, ненавидевшего интеллигенцию, изгонявшего из города артистов, поэтов и художников, и сделавшего все, чтобы превратить Ленинград в «великий город с областной судьбой». «В память тех, кого уже нет в живых – Ольги Берггольц, Дмитрия Лихачева, Иосифа Бродского, Аркадия Райкина, Георгия Товстоногова, Сергея Довлатова, – и от имени всех других, кого Г.Романов подвергал унизительной травле, мы требуем немедленной отмены этого возмутительного постановления», – добавляют авторы обращения.
Они также отмечают, что если мемориальная доска появится в Петербурге, то будет выпущен сборник «о мрачных деяниях Г.Романова». Открытое письмо подписал 31 человек, среди которых Олег Басилашвили, Алексей Герман-старший, Светлана Кармалита, Борис Стругацкий, Юрий Шевчук, Самуил Лурье, Нина Катерли, Кама Гинкас и другие.

Дата публикации: 22-05-2010 Автор: Софья Рыжова

Телефоны редакции

  58-17-09 Приемная 58-17-11; 58-17-10 Рекламный отдел 58-17-18; 58-17-19 Отдел [...]

Далее

Календарь

Май 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июнь »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив

28.78MB | MySQL:37 | 0.564sec
wcsk8.ru
wcsk8.ru