Свежий номер...

Суббота 1 марта 2003 года №31-32



Коньки с бриллиантами
у Белоусовой и Протопопова


25 февраля 2003 года, после 24 лет эмиграции, в Москву прилетели Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Спортсмены, которые возвели фигурное катание в ранг искусства и создали ему сумасшедший успех у публики, приехали на родину по личному приглашению главы Госкомспорта Вячеслава Фетисова. В Петербурге они будут почетными гостями на финале Гран-при по фигурному катанию. Олег Протопопов признался в одном интервью, что они с женой мечтают показать в Петербурге композицию на музыку Шостаковича в память о жителях блокадного Ленинграда. "Мы даже коньки с собой взяли. Очень хочется покататься в "Юбилейном". Вспомнить, как когда-то мы там тренировались".
Жук кормил хлебом с маслом
Олег Протопопов девятилетним мальчишкой чуть не погиб в самые страшные зимние месяцы ленинградской блокады. Его мама, в прошлом балерина, работала медсестрой в госпитале, где один за другим умирали от голода люди. Видел он и горевшие в сентябре 1941 года продовольственные бадаевские склады, и уходящий под воду Ладоги грузовик с детьми, которых, как и Олега, эвакуировали по дороге жизни. Мальчишка начал кататься на коньках, когда вернулся в родной город после войны. Увидел зимой, как ребята на фигурных коньках скользят вокруг клумбы в саду Дворца пионеров, сбегал домой за своими, хоккейными. Стал возле ледовой площадки и смотрел. "Что ты умеешь?" - спросила Протопопова тренер Нина Лепнинская и была удивлена, когда Олег встал на носок конька и лихо повернулся. Сам того не зная, он выполнил довольно сложный "шпиц-пируэт". Парня приняли в секцию. Там он занимался вместе со Станиславом Жуком. Позже Олег Алексеевич вспоминал: "У Стасика отец на флоте мичманом служил, и Стас всегда бутерброд на каток приносил - белый хлеб с маслом и сахаром - и всегда со мной делился, не знаю почему. Я у него никогда не просил. Может, чувствовал, что есть хочу? Я этого никогда не забуду". А уже в 1948 году Протопопов занял третье место на всесоюзном юношеском первенстве. Через два года - второе. И тогда его призвали в армию, на флот.
В конце зимы 1952 года, когда Протопопова перевели на службу в Ленинград, он в часы увольнений стал появляться на стадионе "Динамо". Тренер посоветовал Олегу начать кататься в паре с Маргаритой Богоявленской. На первенстве СССР 1953 года они заняли третье место. Это произвело впечатление на командование воинской части, и матросу Протопопову разрешили чаще бывать на тренировках, а в конце года даже отпустили на сбор фигуристов в Москву.
Там, на катке в детском парке Дзержинского района, Олег познакомился с 10-классницей - перворазрядницей Людмилой Белоусовой. Позже она успешно сдала экзамены в Ленинградский институт физкультуры, поселилась в общежитии. Они стали тренироваться вместе. В 1957 году пара сразу завоевала "серебро" на Dсесоюзном чемпионате. 1960-й год. Чемпионат Европы в немецком Гармиш-Партенкирхене. На показательных выступлениях Белоусова и Протопопов впервые продемонстрировали свою новинку, над которой работали еще на невской набережной возле моста лейтенанта Шмидта - "Грезы любви" Массне. Восхищенная публика три раза вызывала ленинградцев на арену "Олимпик айсштадиона", а это что-то значит. Февраль 1968 года. Х Зимняя олимпиада в Гренобле. 12 тысяч зрителей стоя аплодировали двукратным олимпийским чемпионам Белоусовой и Протопопову, они показали программы на музыку "Лунной сонаты" и Пятой симфонии Чайковского.
А потом им перекрыли путь на лед.
Прятали от КГБ в гостиницах Женевы
Белоусова и Протопопов создавали образы, которые выходили за привычные рамки "голов, очков, секунд". Да и сами исполнители - серьезные, интеллигентные и не очень красивые - не были похожи на розовощеких спортсменов, которых привыкли видеть завсегдатаи стадионов. Публика их обожала. Автобиографическая книга "Золотые коньки с бриллиантами" мигом исчезала с прилавков. А вот спортивное начальство Белоусову и Протопопова не жаловало. За независимый нрав. За то, что, не спросясь, использовали в своих композициях "буржуазную" рок-музыку.
К Олимпиаде 1972 года в японском Саппоро Олегу Протопопову должно было исполниться 33 года. Фигуристам прозрачно намекнули, что пора сойти с дистанции. Но они не хотели слышать о "линии партии на омоложение". На предолимпийском отборочном чемпионате СССР спортсмены заняли четвертое место и остались дома. Это была обида. Более того, отлучение от сборной воспринималось как удар в спину. Дело в том, что отбор к Олимпиаде ни в одном виде спорта не определялся по результатам одного соревнования. В расчет принимались и прежние заслуги, и возможность набрать форму, и, главное, перспективы на медали. С Белоусовой и Протопоповым разделались.
В 1973 году они стали солистами Ленинградского балета на льду. Но и тут их догнала "линия на омоложение". Олегу Алексеевичу исполнилось 47. На пенсию артистам полагалось уходить в 38. Так что Протопопов вот уже 9 лет "занимал место" кого-то молодого, получал "его зарплату" и привозил из-за границы "его шмотки". Постоянные намеки на "творческое долголетие" были в числе причин вспыхивавших один за другим конфликтов. В сентябре 1979 года Белоусова и Протопопов не вернулись с зарубежных гастролей, они попросили политического убежища в Швейцарии.
Всякие бытовые лишения, отсутствие собственного угла (жить долгое время приходилось в средней руки отелях, что называется, на чемоданах) олимпийских чемпионов абсолютно не волновало.
- Когда мы объявили, что в Россию больше не вернемся, к нам тут же приставили двух полицейских, которые первым делом забрали наши советские паспорта. Больше мы их никогда не видели, - вспоминают Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич. - Потом стали перевозить из одного отеля в другой, соблюдая всяческие меры предосторожности. До сих пор мы не знаем названия тех мест, где нас прятали. Было тяжело, но эти переживания казались вторичными. Главное, мы были на льду, могли спокойно тренироваться.
С первого же дня пребывания в Швейцарии Белоусова и Протопопов подчеркивали, что причины их отъезда не политические, а творческие. Спортсмены заключили контракт с Американским балетом на льду и через полтора месяца после эмиграции уже вовсю гастролировали.
Выращивают огурцы и перец
Сейчас знаменитые спортсмены живут в небольшом швейцарском городе Гриндевальде. Они арендуют трехкомнатную квартиру и разбили поблизости свой огород, выращивают огурцы, петрушку, лук, салат, кабачки. Все это очень по-русски. Они остались русскими, говорят на родном языке без акцента. Золотые медали спортсменов лежат в коробке из-под шоколадных конфет. Протопопов уже стал швейцарским пенсионером и получает пособие. Еще недавно на вопрос, не хотят ли они вернуться в Россию, Людмила и Олег отвечали: "А зачем? Смотреть на дома, улицы? Достаточно послушать российские новости пять минут, чтобы отпала охота возвращаться".
Между тем история советского спорта не однажды пыталась вычеркнуть их из памяти. В справочнике "Все о советских олимпийцах" (1985 год) их имена даже не упомянуты. А в 1988 году на Олимпиаде в Калгари Белоусова и Протопопов чуть не стали причиной политического скандала. Наряду с олимпийскими чемпионами прежних лет организаторы пригласили их принять участие в показательных выступлениях. Но в последний момент вынуждены были направить факс, что номер фигуристов отменяется. Оказывается, тогдашний председатель Госкомспорта СССР Марат Гамов выдвинул канадцам ультиматум: если эти "изменники Родины" выйдут на лед, советская делегация проигнорирует церемонию закрытия Игр.
- То, что отношение к нам изменилось, я почувствовал в 1991 году, - говорит Олег Протопопов. - На чемпионат мира в Мюнхен впервые не приехали сотрудники КГБ, и тренеры стали подходить к нам здороваться.
В 1994 году в фойе Дворца спорта "Юбилейный" в Петербурге была установлена скульптурная композиция по мотивам номера "Грезы любви" Белоусовой и Протопопова. Но вскоре ее изуродовали вандалы.
Сейчас фигуристы по три часа в день тренируются на общественном катке в городском парке Грюндевальда. Раз в году уезжают в двухмесячный отпуск на Гавайи и отдают дань подводной охоте. Благодаря рациональному питанию и системе очищения организма от шлаков по методике Малахова Людмила и Олег влезают в костюмы, в которых выступали на Олимпиаде 1968 года. У них не бывает праздников, они сознательно отказали себе в детях, чтобы иметь возможность выступать. И на каждый день рождения дарят друг другу коньки.
Они - единственная спортивная пара фигуристов в Швейцарии. Там в основном предпочитают горные лыжи. Не то, что у нас.
Софья РЫЖОВА, по материалам Интернет-изданий.
Досье
Белоусова Людмила Евгеньевна родилась 22 ноября 1935 года. Протопопов Олег Алексеевич родился 16 июля 1932 года. Заслуженные мастера спорта, чемпионы Олимпийских игр (1964 и 1968 гг.), мира и Европы (1965-1968 гг.), СССР (1965-1968 гг.) в парном катании. Первые обладатели олимпийского и мирового "золота" в истории отечественного парного катания. Белоусова начала тренироваться в Москве, Протопопов - в Ленинграде, во Дворце пионеров (в одной группе со Станиславом Жуком). В паре стали кататься с 1954 года у Игоря Москвина. Оба закончили факультет физкультуры в институте. Выступать на европейских и мировых первенствах начали в 1958 году. Тогда же поженились. Продолжали выступать, пока не появилась молодая пара Роднина - Уланов. С 1973 г. работали в Ленинградском балете на льду, выступали на профессиональных чемпионатах мира. В 1979 году Белоусова с Протопоповым во время заграничного турне остались в Швейцарии, попросив там политического убежища. В 1996 году фигуристы получили швейцарское гражданство. Людмила Евгеньевна взяла фамилию мужа. Работали в Американском балете на льду. Международный союз конькобежцев наградил их призом Жака Фавара. Спортсмены выступали во многих странах Европы и Америки, в России после отъезда - ни разу.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]