18+
Газета СК - на главную

Пан или пропан

Несмотря на куда более доступные цены, популярность
газомоторного топлива в регионе падает.

Правительство России распределило между регионами субсидии на закупку автобусов и техники ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. 36,7 миллиона из трех миллиардов рублей получила Ульяновская область. Развитию рынка альтернативного горючего, однако, по-прежнему мешает дорогая техника и отсутствие инфраструктуры.

На первый взгляд, использование газомоторного топлива куда предпочтительнее бензина и дизтоплива. Если цена литра солярки на ульяновских заправках сейчас составляет 32-34,5 рубля, а литр АИ-92 – 31,5-33 рубля, то литр сжиженного газа (пропан-бутан) – 15,516,5 рубля. При этом если стоимость бензина с начала этого года выросла на 2,5 процента, то цена газомоторного топлива, напротив, упала в среднем на 5,5 процента.

Главным тормозом развития рынка газомоторного топлива называется слабо развитая инфраструктура. По данным полномочного представителя президента в ПФО Михаила Бабича, сегодня в регионах округа работает всего 62 станции заправки автомобилей сжиженным природным газом, не хватает, как минимум, еще полсотни. Да, на территории 23-х регионов (в том числе и в Ульяновской области), участвующих в программе Минпромторга РФ по расширению использования газового топлива, участникам рынка предоставляются налоговые льготы, подбираются земельные участки для строительства заправок (в регионе запланировано их строительство в трех местах: в Засвияжском районе Ульяновска – на территории ОАО «ПАТП-1» (улица Азовская, 55), в Заволжском районе – на территории АЗК №5 (9-й Инженерный проезд, 25а), в Инзе – по адресу: улица Вокзальная, 16. Но это – капля в море. В нынешних условиях восполнить дефицит газовых АЗС быстро не получится: согласование проектов строительства таких объектов занимает несколько месяцев, а требования к пожарной безопасности даже в правительстве страны признают завышенными.

Впрочем, как на днях заявил министрэнергетики РФ Александр Новак, в правительство страны внесен проект федерального закона, который предусматривает исключение автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природных газом, из категории опасных производственных объектов. В мае Государственная Дума РФ приняла этот законопроект в первом чтении. Есть надежда на то, что этой осенью он будет принят окончательно.

Еще одним положительным аспектом является то, что автотранспорт, работающий на природном газе, выбрасывает в атмосферу в среднем в пять раз меньше вредных веществ, чем работающий на бензине. Переход на газомоторное топливо способен снизить нагрузку на окружающую среду и, как следствие, на здоровье людей.

Между тем в Ульяновске автопарк, использующий в качестве топлива бензин и дизтопливо, похоже, только увеличивается. Этому способствует, в частности, инициируемый властями переход общественного автотранспорта Ульяновска с «Газелей» на более вместительные микроавтобусыиномарки типа Ford Transit и Peugeot Boxer (по данным горадминистрации, их число с 2010 года увеличилось на 60 процентов). К «Газелям» и у пассажиров, и у властей, и у водителей имеется немало претензий. Однако при всех их минусах есть одно неоспоримое преимущество. Абсолютное большинство перевозчиков перед выходом таких машин на маршрут устанавливали в них газобаллонное оборудование. Ford Transit, Peugeot Boxer, как и отечественные автобусы «ЛиАЗ», заправляются дизельным топливом. Многие горожане замечают, как отъезжающие от остановки микроавтобусы оставляют после себя клубы черного дыма. При этом, как признаются владельцы иномарок, перевести машины на газомоторное топливо, как это легко делалось на «Газелях» с их бензиновыми двигателями, не представляется возможным.

Еще одна сложность, мешающая развитию рынка, – более высокая стоимость газомоторной техники, в среднем она дороже традиционной на 20 процентов, из-за чего растет срок окупаемости.

Специальное распоряжение правительства РФ предполагает к 2020 году перевод на природный газ половины общественного автомобильного транспорта и коммунальной техники в крупных городах. И здесь мы, несмотря на колоссальные газовые запасы, пока в роли догоняющих. По данным Минпромторга, если в мире за последние десять лет потребление газомоторного топлива увеличилось в 12 раз, то в России – вдвое сократилось.

Дата публикации: 30-07-2015 Автор: Дмитрий Минаев

7.54MB | MySQL:36 | 0.867sec