medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
18+
Газета СК - на главную

Отпразднуем тринадцатого?

К истории переноса Дня города

Где-то по весне возникла идея переноса празднования Дня города с июня на сентябрь, в апреле были приняты соответствующие поправки в Устав города, для их утверждения не хватало маленькой процедуры публичных слушаний. И вот эти слушания состоялись.

Было зарегистрировано 143 участника, однако, предварительно зарегистрировавшись, некоторые горожане, по-видимому, не смогли присутствовать, и зал вместил в себя чуть больше сотни представителей разного рода общественности (96 посадочных мест плюс приставные стулья, и группа молодых людей предпочла участвовать стоя). С этим связан презабавный казус: к моменту начала общей регистрации (во всех СМИ было указано начало в 15.30) половина зала уже была занята. Очевидно, освободившиеся в разгар рабочего дня сотрудники администрации также возжелали соприсутствовать на этом, без сомнения, интересном мероприятии. Забегая вперед, отмечу – большинством голосов идею перенесения праздника утвердили, что в современных условиях («народ и партия едины») вполне естественно.

Задуматься заставляет вопрос: зачем? Ни исторически, ни экономически эта затея не обоснована, и проведенные публичные слушания получились лишним тому подтверждением, ни одного сколь-нибудь серьезного довода за перенос представлено так и не было.

Первым после ведущего выступил глава города Сергей Панчин. Он напомнил о великом праздновании 70-летия Победы и о визите в наш город патриарха (при этом он не утрудился привязать это ни к Дню города, ни к его переносу). Затем, коснувшись некоего замечательного рейтинга, в котором наш город поднялся с 14 на 5-е место, докладчик предложил консолидироваться вокруг президента РФ, дабы не допустить ситуации «как на Украине». Не кажется уместным упоминание украинских событий по всякому удобному поводу, тем более в качестве «страшилки», но у всех своя голова на плечах, рот затыкать никому не будем. Поговорим о консолидации, тем более что к этому призывали многие другие выступавшие.

Как известно, основным «движителем» переноса выступает совпадение праздников местный День города «затмевается» федеральным Днем России. Двадцать лет с лишним это никому не мешало, то есть идея разграничения возникла из ниоткуда. Вдвойне странно выглядели некоторые докладчики, рассматривавшие день 12 июня как пережиток «смуты 90-х» («празднование непонятно чего или освобождение от многочисленного русскоговорящего населения в союзных республиках»). Как известно, президент РФ всецело поддерживает празднование Дня России, и у нас его отменять никто не собирается. Так будет ли такое «самоотграничение» (раньше праздновали вместе, но теперь не желаем) консолидирующим?

Также сомнительной выглядит консолидация сторонников переноса празднования и его противников, а таких немало. Так получилось, что в ближайшие годы День города будет совпадать с днем выборов (Гордумы, в дальнейшем – Заксобрания и Госдумы), то есть праздник неизбежно отразится на политической ситуации, где нет консолидации, а есть оппоненты.

Более чем сомнительным выглядит аргумент за перенос дня празднования на осень забота о молодежи. Дескать, осенью съезжаются на учебу те, кто летом разъезжался на каникулы. Однако современное положение никак не мешает праздновать День молодежи через две недели после действующего Дня города.

Также о консолидации не говорит и выбранная дата – 12 сентября. С историческим экскурсом выступила зам.директора Облархива Галина Романова. Симбирской архивной комиссией этот день был выбран в преддверии 250-летнего юбилея города и установлен изначально 1 сентября (путем пересчета на новый стиль получается как раз 13 сентября). При этом окончательно принята была дата 4 октября – в угоду совпадению с неким государственным праздником. То есть Симбирская архивная комиссия именно консолидировалась с властью там, где современная ее преемница ищет отмежевания.

Много выступлений было посвящено традициям празднования 12 сентября в советском социалистическом городе Ульяновске. Однако и эта дата никак не выглядит консолидирующей. То, что для красных стало днем освобождения Симбирска от сторонников Учредительного собрания, может рассматриваться как день памяти и скорби. Как отметил в своем дневнике Александр Жиркевич: «Вся интеллигенция, чиновничество, все более или менее ликовавшие, когда пришли фронтовики (то есть «белые»), сбежали. Сбежали и те, кому, казалось было, нечего опасаться».

Еще одним историческим аргументом за перенос даты празднования на осень был указ Екатерины Великой об утверждении Симбирского наместничества (Симбирск, до того входивший в состав Казанской губернии, обрел административно-территориальную независимость). Однако очевидно, что эта дата относится не к городу, а к губернии. При этом переносить дату рождения Ульяновской области на осень никто пока не предложил.

Какая дата могла бы быть исторически обоснованной? Как уже отмечалось, даты основания города нет. Да и откуда ей взяться: основание города – процесс не сиюминутный и может быть достаточно длинным по времени, и какой момент считать – первый вбитый колышек или, наоборот, окончание строительства – нигде не регламентировано. На помощь приходят документы. Как известно из школьных учебников, столица нашей Родины начинает свою летописную историю с записки: «Приди ко мне, брате, в Москов». Соответственно в журнале «Мономах» № 2 за 2008-й год замечательный краевед Владимир Гуркин публикует одно из первых упоминаний о Симбирске: «На сегодняшний день самым первым письмом из Симбирска можно считать челобитную воеводы Богдана Хитрово и дьяка Григория Кунакова, доставленную в Приказ Казанского дворца 23 июля 1648 года». Выступавшей на публичных слушаниях Романовой это упоминание было признано косвенным, а потому не заслуживающим внимания, но, как бы то ни было, 23 июля идет письмо из Симбирска, то есть к этому времени Симбирск уже стоит на своем месте.– Также без должного внимания осталось еще одно сообщение. В очерке «Историческое обозрение Симбирска» (написанном, по словам исследователей, в период между 1840 и 1849-м гг., он был издан лишь в 1908 году) известный архивист Капитон Невоструев приводит информацию о кресте, пожалованном царем Алексеем Михайловичем в Троицкую церковь города Симбирска: «Сделан сей крест в Синбирский город в соборную церковь Живоначальной Троицы 7156 г. (от сотворения мира, в пересчете на нашу эру – 1648 г.) марта в 6 день». При этом возможно наличие и иных, пока не обнаруженных, сведений, более точно датирующих появление города. В любом случае можно смело констатировать – город был основан в первом полугодии.

Было бы вполне разумно оставить праздник как есть, 12 июня, – это близко к возможной исторической дате, это, в некотором смысле, традиционно (празднуется на протяжении последних 23 лет), наконец, экономический кризис – не самое удачное время для лишнего увеселения, но, как бы то ни было, создание еще одного праздника поддержано большинством голосов участников публичных слушаний. То есть где-то восемьюдесятью гражданами из 640 с лишним тысяч жителей города.

Сергей СЕРЯГИН.

Дата публикации: 26-05-2015 Автор:

7.57MB | MySQL:34 | 3.113sec
wcsk8.ru