18+
Газета СК - на главную

Жизнь – как игра

Картины «Левого берега» несут радость и взрослым,
и детям – юным художникам.

Яркая, эмоциональная, дерзкая – большая выставка художественного объединения «Левый берег» открылась в Ленинском мемориале. И хотя самого объединения уже давно нет (оно существовало с конца 1980-х до середины 1990-х годов), память о творчестве этих художников-бунтарей так крепка, что на вернисаж пришло огромное количество народу.

Выбор зала для экспозиции половина успеха. Полотна «левобережцев», пронизанные духом творчества, свободы, джазовым настроением, непосредственной интонацией, открыто противопоставлены висящим напротив в фойе Мемцентра официозным портретам знаменитых людей СимбирскогоУльяновского края, несколько лет назад написанным по заказу власти региональным Союзом художников. Формализм этой акции – помимо сомнительного художественного уровня картин – доведен до абсурда, в частности, тем, как были написаны портреты Минаевых. Как рассказал несколько месяцев назад архивист Антон Шабалкин, изображений Дмитрия Ивановича не сохранилось, поэтому образцом для портрета Дмитрия Дмитриевича послужило его изображение в молодости, а Дмитрия Ивановича «срисовали» с портрета его сына в преклонном возрасте!

С этого и начиналось объединение «Левый берег» – с оппозиции официальному Союзу художников. Любопытно, что практически ни на одной из этих, можно сказать, одинаковых картин «почетной галереи» не найти автографа художника: это не та работа, которой можно гордиться. «Левый берег» на подобные сделки с лукавым нешел. У него не было четкой «программы», но все художники придерживались одной идеи, выражавшейся в утверждении спонтанности, свободы и честности в творчестве.

На выставке собраны работы трех представителей «Левого берега» – Алексея Соколова, Рамиля Идрисова, Сергея Маершина. Художник Валерий Борисов, участвовавший в прошлом в их выставках со своими скульптурами, сравнил двоих собратьев: – Алексей Соколов говорил: «Мы увлекались жизнью, как игрой», он весь был словно взрыв вдохновения, всегда незавершен, открыт. Рамиль Идрисов – это рациональность, осмысление, он теоретик сообщества. Соколов – весь в общении, он лидер, Идрисов замкнут, держится в стороне. Соколов – житель деревни, существует в походных условиях, он спонтанен и непредсказуем, Идрисов урбанист и крепкий семьянин. Такие непохожие, они стимулировали творчество друг друга.

Рамиль Идрисов когда-то работал в «Симбирском курьере». Журналист Сергей Гогин вспомнил, как Идрисова однажды спросили: «Рамиль, почему у тебя на рисунках в газете одни черепа?». Но что еще мог рисовать художник, член «Левого берега», если его лишили красок?.. Его работы, обычно украшающие стены редакции, мы встретили на выставке, словно старых знакомых. Так же могли воспринимать картины Сергея Маершина заядлые театралы: совсем недавно, осенью 2014 года, в театре-студии «Enfant-terrible» работала выставка его «картинок», как иронично обозначил их сам художник. Столь же естественна встреча с «левобережцами» сотрудников фирмы «Симбирскпроект»: многие полотна прибыли на выставку из их офисов, так как художники щедро раздаривали свои работы друзьям, в том числе владельцу фирмы – архитектору Александру Капитонову.

Его сын Михаил буквально вырос среди них, пока они «жили» в квартире Капитоновых: – Я читал вырезки из старых газет, в которых было написано, что «Левый берег» находился в оппозиции и радикально отличался от советского искусства… Для меня их живопись была на одном уровне с мировыми шедеврами. Но масштаб этого явления мы осознали только тогда, когда собрали эту выставку – наиболее полное собрание работ «Левого берега», некоторые из них экспонируются впервые.

Своеобразным приютом для этого объединения стала детская школа искусств №5. Директор школы Наталья Гудень рассказала, что Идрисов, Соколов и Евгений Чевачин – настолько яркие и талантливые люди, что многие учившиеся у них – а это были не только дети, но и взрослые – меняли свою профессию на творческую. Необязательно становились художниками, но, например, инженер мог стать режиссером. Организаторы выставки постарались передать тот синтез искусств и всплеск творчества, которые царили на выставках «Левого берега»: на вернисаж пригласили юных художников из школ искусств, которые тут же рисовали происходящее. Джазовый ансамбль ДШИ №3 имени Александра Варламова устроил целый концерт.

Спонтанную выставку-распродажу в финале вернисажа неожиданно для всех устроил Алексей Соколов: он привез десятка три этюдов своих знаменитых «Петухов», кото—рые небрежно разбросал прямо на полу. Обидно было за художника, не следившего за своими произведениями: некоторые посчитали возможным «подарить» себе пару штук и не заплатили автору. Жест, в любом случае человека не красящий, даже будь это безвестная личность.

А здесь речь идет о представителе явления под названием «Левый берег», которое, по словам искусствоведа Елены Сергеевой, уже вошло в историю и Ульяновскую-Симбирскую энциклопедию, которое стало фактом в развитии современного искусства.

Анна МИХАЙЛОВА.

Фото автора.

Выставка состоялась благодаря энтузиастам-пропагандистам «Левого берега» – архитекторам Александру, Михаилу и Ивану Капитоновым, при участии куратора Марины Уральцевой.

Дата публикации: 07-04-2015 Автор:

7.48MB | MySQL:34 | 0.644sec