18+
Газета СК - на главную

Была бы честь

Группа ветеранов Ульяновского завода тяжелых и уникальных станков ходатайствует о посмертном присвоении звания «Почетный гражданин города Ульяновска» Игнатию Юноше-Шанявскому (на снимке). Игнатий Константинович – предтеча и основатель тяжелого станкостроения в Ульяновске, его идеолог и символ.

наш город Юноша-Шанявский (8.03.190618.10.1999) приехал для организации специального конструкторского бюро 60 лет назад – в апреле 1953 года. Он возглавил СКБ-11. По рассказу его коллеги, ветерана УЗТС Юрия Михайловича Калужского, в Министерстве тяжелого машиностроения СССР были недовольны тем, что новый завод, созданный по образцу завода в Коломенском, делает старые станки. И под руководством Шанявского был разработан проект нового станка – фрезерного. Мало того, он рискнул запустить в производство не один опытный образец, а сразу десять первых станков-гигантов знаменитой среди специалистов модели 656.

Сделал себя сам

 Рядом с этим человеком, руководившим и производством, и научной работой, мало кто мог поверить, что он проучился всего в двух классах гимназии: в приготовительном и первом. Революция оборвала его обучение, но родители потомки польского и русского дворянских родов – дали ему и остальным четверым детям домашнее образование. Одних только иностранных языков Шанявский знал пять: польский, немецкий, французский, украинский, латынь. Родители могли задать вопрос детям на любом из языков, и ответить полагалось на нем же.

Юноша начал работать в 13-14 лет сельским пастухом. А в 1925 году устроился на фабрику цветных карандашей и акварельных красок Георгия Розелиуса рабочим, а стал техническим руководителем. Но Шанявскому хотелось большего, и он, изучив пособие по черчению, прошел на бирже труда экспертизу на специальность чертежника. Поступив в конце 1930 года на Ленинградский металлический завод чертежником, он уже с 1 января 1931 года был назначен на должность конструктора. В следующем году поступил в Ленинградский заочный индустриальный институт. Правда, интересная работа не позволяла заниматься в полную силу, и за несколько лет учебы Шанявскому удалось сдать экзамены только за два курса. Причем когда педагоги предложили устроить фиктивную защиту диплома, Игнатий Константинович категорически отказался, ссылаясь на то, что пришел не за дипломом, а за знаниями. Факт отсутствия «корочек» не смущал опытных инженеров, в течение многих лет работавших под руководством Шанявского в Ленинграде, Коломне, Новосибирске, Ульяновске.

Главный конструктор

 В 1941 году Шанявский стал одним из создателей первого в СССР тяжелого токарно-карусельного станка модели К-159 и двух его модификаций. Первый станок проработал вплоть до 1982 года – 41 год! В 1938 году был выполнен технический проект крупнейшего в мире станка модели 1596, заслуживший высшую оценку и ставший образцом для дальнейшего проектирования токарно-карусельных станков в СССР послевоенного периода.

Если изначально советские модели во многом создавались по образцу немецких станков, то в 1945 году в Новосибирске на заводе тяжелых станков и гидропрессов в предельно короткий срок, всего за восемь месяцев, был выполнен проект станка модели К-157 – плод отечественной конструкторской мысли. Начальником бюро токарно-карусельных станков и заместителем главного конструктора в это время был Юноша-Шанявский.

Не считая непродолжительного перерыва (Шанявский менее года возглавлял технический отдел Совнархоза Ульяновского района), Игнатий Константинович работал на УЗТС со времени его создания в 1953 году до октября 1971 года и после ухода на пенсию периодически выполнял роль помощника директора. Его помнят не только как талантливого конструктора, но и как руководителя, принимавшего проблемы сотрудников близко к сердцу. Например, однажды на заводе задерживали зарплату. Понимая, что молодежь живет «от получки до получки», он занял где-то денег и раздал их людям. А во время борьбы с семейственностью посчитал, что не может уволить ни мужскую половину коллектива, женатую на женской, ни наоборот. Незаурядный человек, он обладал даром находить и собирать вокруг себя талантливых людей: пригласил на работу в Ульяновск целый ряд молодых талантливых инженеров и воспитал множество учеников – при нем СКБ выросло до 670 человек. Многие из них сегодня – кандидаты и доктора наук, профессора, директора институтов, предприятий Ульяновска и других городов.

Девиз римлян

 Пенсионером Шанявского можно было назвать с большой натяжкой. Он оставался по-хорошему беспокойным. Интересовался историей России, литературой, музыкой, следил за публикациями в прессе, принимал активное участие в общественной работе, увлекался фотографией, писал стихи, очерки по истории тяжелого станкостроительства и организации промышленного производства. Его рукописи стали основой первой книги сборника «История УЗТС и СКБ-11 в лицах», изданной к 55-летию выпуска первого станка УЗТС.

По воспоминаниям краеведа Миры Савич, уже в 1956 году Шанявский понимал, как важно увековечить память об уникальном заводе: он предоставил областному Краеведческому музею интересные документы и коробочку со стружкой, снятой при испытании первого станка.

Придерживаясь по наставлению своего отца девиза римлян: «Пусть гибнут почести – оставалась бы честь», Шанявский не гнался за наградами. Но их было немало. Самая ценная – значок передового конструктора советского машиностроения за технический проект самого большого карусельного станка в 1939 году. В 1991 году Игнатий Константинович болезненно воспринял крах Советского Союза. Последние десятилетия смели с карты России производство тяжелых станков, уничтожив дело, которому он отдал жизнь. Своеобразным памятником людям стал станок, отработавший свой срок и установленный на почетном пьедестале при входе в МСК-1.

Завтра будет обсуждаться вопрос о присвоении Юноше-Шанявскому звания «Почетный гражданин города Ульяновска». По мнению людей, знавших Игнатия Константиновича, звание станет признанием его заслуг как одного из создателей завода тяжелых и уникальных станков, активного общественника. Инициативу ветеранов УЗТС поддержали его бывшие руководители – Вячеслав Камыщенко, Михаил Федотов, Борис Пекарский, бывшие главные инженеры завода, директора других ульяновских предприятий.

Дата публикации: 25-04-2013 Автор: Анна Школьная

7.59MB | MySQL:36 | 0.748sec