18+
Газета СК - на главную

Как самолет-гигант вставал на ноги

«Русланы» возвращаются на «Авиастар» – такая новость пришла на прошлой неделе.

Речь, увы, пока не об обещанном возобновлении производства самолетов-гигантов «АН-124» в Ульяновске, а о ремонте и модернизации уже выпущенных. Согласно подписанному между «Авиастар-СП» и Министерством обороны страны контракту, до 2014 года авиазаводу предстоит модернизировать шесть «Русланов». Возможный срок возобновления выпуска знаменитых самолетов не называется. Пока авиастроители ждут настоящего возвращения производства гигантов в ульяновские цеха, экс-сотрудник Ульяновского авиапромышленного комплекса приоткрывает тайны рождения в нашем городе первого «Руслана».

«На ровном месте в поле с сусликами вместе», – так с улыбкой ульяновец Виктор Коновалов описывает условия, в которых в нашем городе был произведен первый самолет-гигант «АН-124». Коновалов работал на УАПК почти с момента его создания и был свидетелем и участником важнейших событий в становлении авиазавода.

Рассказывая о них, авиастроители говорят, что напротив памятника первому генеральному директору авиакомплекса Аполлону Сергеевичу Сысцову у главного входа административного здания «Авиастара» нужно установить памятник и его преемнику Фену Загидовичу Абдулину. Если заслуга Сысцова состоит в начале строительства авиакомплекса, то именно при Абдулине Ульяновск начал выпускать самолеты. Причем второму гендиректору удалось так организовать производственный процесс, что в рамках соцсоревнования именно в нашем городе первым в Союзе в воздух поднялся серийный «Руслан».

«Он всегда решал вопросы спокойно. Всех выслушает и сделает вывод, вспоминает о втором генеральном директоре УАПК Виктор Коновалов. Это был его стиль работы, очень правильный, по моему мнению».

Сам Виктор Федорович начал работать в Ульяновске еще в 1976 году.

Приехав из Казани, занял место заместителя главного сварщика предприятия. При этом непосредственного начальника – главного сварщика у него вскоре не стало. Товарищ из Казани, также приехавший на эту должность, решил вернуться в Татарию.

А сварщиков без начальника переподчиняли то металлургам, то технологам, это было не очень удобно. К счастью, понимающий руководитель давал достаточно самостоятельности их службе. Фен Загидович Абдулин именно таким и был.

Он приехал в Ульяновск в конце 1979 года, когда Сысцова отозвали в Москву на место министра авиапромышленности. До этого Абдулин руководил вертолетным заводом в Арсеньеве. Некоторые его сотрудники еще до перевода директора оказались в Ульяновске. Потянулись с предприятия в далеком Приморском крае на новое производство поближе к центральной части страны.

Правда, часть из них при Абдулине ушла с завода – уж очень он требователен был к кадрам. Начал работу с изучения данных по начальникам и их заместителям и личных бесед с ними.

Хотел понять, объясняет Коновалов, также вызывавшийся на такую беседу к новому генеральному, чего стоит человек, какое дело ему можно доверить.

Разумный подход Абдулина к организации производства авиастроители иллюстрируют несколькими эпизодами из собственного опыта работы. Самые яркие из них касаются строительства на авиазаводе первого самолета огромного «Руслана». Ульяновский «АН-124» поднялся в воздух 30 октября 1985 года, сделав УАПК победителем в соцсоревновании между предприятиями, готовящимися наладить серийный выпуск нового самолета.

Кроме Ульяновска, его начинали выпускать на Украине, но именно наш город смог стать первым в этом соревновании авиастроителей.

Впрочем, победа далась непросто.

Вот только один эпизод.

«Деталей, которым нужны литье, ковка, для нового самолета не делают никогда в большом количестве, так как конструкторы могут вносить изменения в них. Поэтому для каждого завода, готовившего выпуск «Руслана», было сделано по одному комплекту траверс из десяти траверс (одна из частей шасси. - Ред.), – объясняет Коновалов. – Испортив этот комплект, мы, конечно, могли бы заказать новый, но первый полет тогда бы откладывался на три-четыре месяца. И в Ульяновске не было бы завода, который первым изготовил свою машину».

Опасность того, что десять траверс, нужных для шасси «Руслана», придется заказывать заново, существовала.

Сварщики провели на них необходимые работы и отправили металлургам для термообработки. Траверса состоит из трех частей разной толщины.

Поэтому перед термообработкой в печи после сварки ее нужно заневолить в специальном приспособлении, чтобы не было поводок. Металлургам были даны необходимые указания.

Поэтому Коновалов очень удивился, когда ему позвонил сам Фен Абдулин и спросил, почему же он не проследил за траверсами.

Оказалось, детали нагревали, не заневолив, и в результате у всего десятка критически сдвинулись осевые параметры. «Но ведь, говорят, сварщики – хорошие термисты. Нельзя ли их исправить?» – озадачил генеральный директор сварщиков. Отказываться было нельзя, и решать проблему стали в экспериментальном порядке.

Самую сильно погнутую траверсу отправили обратно в печь, заневолив ее в специально сооруженном приспособлении. Но первый опыт не довели до конца – сварщики не дождались, пока металл остынет, и начали выворачивать болты из приспособлениякрепежа, его испортив.

Пришлось начинать все заново.

«Я написал много пунктов, что нужно сделать с этим приспособлением, чтобы привести его в порядок. Это было в пятницу. А утром в субботу на заводе уже было готово новое приспособление. И траверса в нем закреплена – добро пожаловать в печь. Я собрал свою бригаду, и мы довели дело до конца: удостоверились, что можно траверсы поправить, и все десять исправили. Они прошли обработку, и самолет встал на ноги.

А без ног он бы и не взлетел», – вспоминает Виктор Федорович.

Так, к 10 октября 1985 года первый ульяновский «Руслан», вставший на ноги, был готов к выкатке. К 30му числу закончились полная сборка и наземная проверка самолета, и его подняли в воздух. Команда сварщиков была награждена премией, завод получил переходящее знамя победителя соцсоревнования Министерства авиационной промышленности. А Фен Абдулин вскоре был уволен. На собрании на УАПК секретарь Ульяновского обкома Геннадий Колбин объявил, что гендиректор уходит на новое место работы в Москву. Но авиастроители понимали, что их руководителя снимают из-за конфликта с областным партийным начальством – не нравилось Колбину, что гендиректор УАПК позволял себе ему противоречить.

Авиазавод до 1991 года выпустил 22 «Руслана». Планировалось, что затем он выйдет на выпуск 12-16 самолетов в год. Сейчас «Авиастар» лишь ремонтирует по два гиганта за год.

Дата публикации: 24-04-2012 Автор: Лидия Пехтерева

7.61MB | MySQL:36 | 0.670sec