medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
18+
Газета СК - на главную

Многоэтажный Ульяновск создали они

Серафим Титов (сверху), Валентин Филимонов. Фото 1960-х годов.

В архитектурной летописи Ульяновска 30 сентября 1961 года – день совсем не ординарный: с него начался отсчет нового времени.

Пятьдесят лет назад на перрон вокзала вышли два вчерашних студента Московского архитектурного института, дипломированные специалисты, Серафим Титов и Валентин Филимонов (оба – Николаевичи).

Титову – 34, Филимонов на восемь лет моложе.

По паспорту Титову было 35, так как в 1943 году он приписал себе лишний год, чтобы попасть на фронт. И попал в самое пекло, на передовую, где воевали добровольцы и штрафники под прицелом заградотрядов. Через год раненый парнишка вернулся в родной Курск, а еще через год был призван в армию – на Северный флот. И целых десять лет служил на печально известных Соловках. Где он набрался сил и упорства, чтобы, с трудом зарабатывая на хлеб насущный и урывками восполняя упущенные годы учебы (Курск был под оккупацией), пробиваться к совершенно фантастической мечте стать архитектором. И ведь поступил-таки в престижнейший МАрхИ (тогда он назывался МАИ), и вот он – диплом архитектора!

Старт Валентина Филимонова в архитектуру из деревни Мячево (где он родился) Пудожского района Карельской АССР тоже был непрост. С двенадцати лет осиротевший мальчик жил у тетки в Петрозаводске, там ходил в изокружок, затем закончил с отличием архитектурный техникум. И наконец – Московский архитектурный! Добросовестный студент учился у талантливого педагога – профессора Мовчана. Тема диплома была – «Выставочный павильон СССР за рубежом».

…И вот два однокашника идут от вокзала пешком, пожираемые любопытством к новому месту труда и жизни. «Помню, – вспоминает Валентин Николаевич, – какое неизгладимое впечатление произвела на нас тогда необъятная ширь Волги, вид на которую неожиданно раскрылся в конце улицы Кирова. Ведь мы ожидали увидеть пусть и широкую, но реку, а не это огромное море-водохранилище. На всем маршруте нас сопровождала в основном одноэтажная деревянная застройка. Выйдя на улицу Гончарова с южной ее стороны, мы не нашли отличия от улиц Кирова и Минаева все те же деревянные строения. Правда, за деревянным забором начиналось строительство будущей гостиницы «Волга»…

В том, что через девятьлет, в 1970 году, Ульяновск был уже другим городом – огромная заслуга и вклад именно этих первопроходцев – при том, что в городе уже работали трое архитекторов старшего поколения (в основном на административной работе). На них свалился колоссальный объем работы: проекты из-под рук уходили прямо на стройплощадку. И мы с Аллой Поляковой (через два года), и еще четверо выпускников МАрхИ, приехавших позже, сразу, «с колес», включались в эту проектную круговерть. Но те двое «аксакалов» незыблемо и навсегда были и остались ведущими: каждый руководил одной из двух архитектурных мастерских.

Перечислять построенное по проектам этих двух фанатиков архитектуры не хватит и всей газетной страницы. Но вот наугад несколько их объектов.

Титов: застройка улицы Минаева, Дворцы культуры автозавода и завода им. Володарского, комплекс двенадцатиэтажек с Дворцом бракосочетаний (по воле нового партбосса Колбина переиначен в Дом техники), застройка улицы Кирова, обелиск Славы (в соавторстве с Николаем Медведевым и Рафиком Айрапетяном).

Филимонов: санаторий им. Ленина в Ундорах, микрорайоны по улице Орлова, комплекс ОПКБ автоматизированных систем управления (построена только первая очередь), пристрой к Дому офицеров, знаменитое «Дворянское гнездо» по улице Матросова №5 и даже трибуны ипподрома, повторенные в восьми городах страны.

А сколько нереализованных проектов – таких, как гостиница «Интурист» или интереснейший проект музея А.А. Пластова в Прислонихе, заглохший с кончиной первого секретаря обкома Скочилова, одобрившего этот проект.

И, конечно, первейшая заслуга именно этого дуэта в том, что ульяновцы оказались достойными соперниками московских и ленинградских зодчих, когда в 1965 году участвовали в конкурсе на проект застройки центральной части Ульяновска и разделили призовое место с «Моспроектом-1», обойдя три проектных института Москвы и Ленинграда.

Конечно, в ту эпоху стандарта и максимальной экономии крылья их творчества были связаны. Любое наипростейшее новшество строителями встречалось в штыки, и сколько нервов и упорства требовалось авторам для реализации своих задумок! Это надо учитывать, когда мы сравниваемясные формы их построек с буйной пластикой новейших зданий. Им было куда трудней, потому что они были первыми! К сожалению, давно висит в воздухе вопрос с памятным знаком на «Доме техники» и с предложением дать прилегающей площади-перекрестку имя Титова, автора и этого здания, и всей магистрали, соединяющей Заволжье с Засвияжьем. Зодчий Титов достоин того, чтобы горожане помнили о нем, вплоть до трагической кончины в 1978 году отдававшем Ульяновску свой талант.

Лев НЕЦВЕТАЕВ.

Дата публикации: 01-10-2011 Автор:

6.99MB | MySQL:34 | 0.892sec
wcsk8.ru
wcsk8.ru