18+
Газета СК - на главную

Взлет – не взлет

Самолетики на плакатах & единственное, что останется скоро, видимо, от авиационной столицы в Ульяновске.

Чем дальше, тем проект «Ульяновск – авиационная столица» выглядит все более сюрреалистическим, поскольку, кроме словесной шелухи и потемкинского фасада, за проектом не стоит практически ничего.


Когда мы в своих статьях высказываем скептицизм по поводу этой нашей как бы фишки, власть на нас обижается. Только зря она обижается. Показателем состояния авиаиндустрии в стране являются авиасалоны зарубежные, как французский Ле Бурже и английский Фарнборо, и отечественные, как прошедший недавно МАКС в подмосковном Жуковском. Я следил за ним в надежде услышать что-нибудь хорошее о перспективах ульяновского самолетостроительного завода «Авиастар-СП», но не услышал ничего. Все прозвучавшие по итогам салона реляции касались в основном либо военной техники, либо гражданских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ) и МС-21.

Выпуск SSJ начался, МС-21 планируется с 2017 года.

О каких-либо контрактах на покупку ульяновского «ТУ204» информации не было (либо я ее проследил, что вряд ли), и ощущение такое, что модель уже списана. Началось это замалчивание, кстати, с прихода на пост главы Объединенной авиакорпорации (ОАК) Михаила Погосяна. До назначения в ОАК Погосян возглавлял концерн «Сухой», который сейчас вовсю и раскручивается и в который вливается, видимо, львиная доля бюджетных денег. «Авиастар» же, также входящий в ОАК, оттеснен на периферию.

Туманны, впрочем, и перспективы российского авиастроения в целом. Шапкозакидательские заявления ОАК о тысячах новых самолетов, которыми Россия в ближайшие годы завалит мир, выглядят чистейшим блефом, поскольку для выполнения продекларированных планов в стране нет ни материальной базы, ни человеческого потенциала. Последние 25 лет, в которые шло уничтожение отрасли, вымыли из нее основной кадровый состав. Сидевшие месяцами на грошах или вовсе без денег люди разошлись кто куда. Кто-то просто состарился и ушел на пенсию.

Ярому фанату отечественного авиастроения, бывшему гендиректору «Авиастара» Виктору Михайлову чудом удалось сохранить часть коллектива и удержать завод на плаву. Делал это Михайлов и правдами, и неправдами. Не вылезал из Москвы, ходил там по кабинетам, доказывал, что без поддержки государства самолетостроение умрет, возил московское начальство в Ульяновск, демонстрировал возможности предприятия на месте… И при этом видел, что руководству страны на все наплевать, что ельцинская родня закупает бэушные «Боинги» и «Аэрбасы», отрезав от финансирования российские заводы. И они дошли до того, до чего дошли.

Даже военные, свидетельством чему участившиеся неудачи с запуском ракет, падение спутников, сбои, как на том же МАКСе с истребителем Т-50, не взлетевшим для показательного полета. И еще вопрос, как зарекомендуют себя на рынке продвигаемые Погосяном SSJ и МС-21. Второй, к слову сказать, существует пока только в виде макета.

Тем временем «Боинг» и «Аэрбас» заявляют, что в ближайшие годы продадут России сотни лайнеров, что может означать только то, что в наше авиастроение никто не верит. А если так, то какая Ульяновск авиационная столица? Флажки с самолетиками, на мой взгляд, – всего лишь тот самый потемкинский антураж, который все больше заменяет у нас реальность. А наша авиационная столица теперь – город Сиэтл, штат Вашингтон, где расположена штаб-квартира компании «Боинг».

Дата публикации: 08-09-2011 Автор: Василий Мельник

27.69MB | MySQL:36 | 0.471sec