medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
Газета СК - на главную

Или бензин дорог, или его просто нет

На большинстве ульяновских заправок исчез самый доступный бензин АИ-80, топливо других марок бьет ценовые рекорды. Прогнозы участников рынка и экспертов на будущее весьма пессимистичны: нас ждет серьезный рост цен на ГСМ либо их дефицит. В любом случае это негативно отразится на стоимости продовольственных товаров.


Самый дешевый бензин марки АИ-80 (или АИ-76) начал исчезать на ульяновских АЗС три недели назад. На первых порах многие автолюбители объяснили его отсутствие временными сбоями в поставках, однако горючее не появлялось, и тогда многие начали запасаться 76-м впрок, еще больше подогревая ажиотаж.

Как сообщили в министерстве промышленности и транспорта Ульяновской области, исчезновение бензина АИ-80 из продажи обусловлено новым техническим регламентом, принятым в 2008 году правительством России. Этот документ, среди прочего, предусматривает ограничение выпуска в оборот низкокачественных автомобильных бензинов класса 2, под который подпадает АИ-80. В настоящее время производство бензина АИ-80 для внутреннего потребления прекращено, а на заправках Ульяновской области реализуется бензин АИ-80 из запасов нефтяных компаний.

- На нескольких наших заправках 80-й бензин еще доступен в продаже, мы продаем остатки наших запасов, но больше он ввозиться не будет, – сообщил представитель одной из нефтяных компаний, пожелавший остаться неизвестным. – Согласно техрегламенту, начиная с сентября 2011 года, топливо марки АИ-80 не будет продаваться вовсе. В продажу будет поступать лишь топливо с высоким октановым числом, которое стоит дороже.

- Я просто возмущен очередным нововведением властей. Транспортный налог, повышение акцизов – создается впечатление, что чиновники решили добить автолюбителей, – возмущается 57-летний владелец стареньких «Жигулей» четвертой модели Василий Воронцов. – Как можно вводить запрет на 76-й бензин, если у нас в стране на нем все еще «бегает» огромное количество отечественных авто и работает большинство специальной и сельхозтехники?

Основные потребители бензина АИ-80 – владельцы старых машин, как правило, люди небогатые, среди которых много пенсионеров. По этой категории автолюбителей требование техрегламента ударило наиболее болезненно, так как теперь они вынуждены покупать 92-й бензин, который стремительно растет в цене.

По данным Росстата, за последнюю неделю мая средняя стоимость бензина в стране выросла на 0,6 процента, при этом лидерами роста стали Самара и Ульяновск, где топливо подскочило в цене соответственно на 3,8 и 3,3 процента. Заметнее всего подорожали как раз 92-й и 80-й: в период с 23 по 30 мая, по данным Росстата, соответственно с 25,01 до 25,17 и с 23,03 до 23,18 рубля за литр, дизель за этот же период прибавил в цене 9 копеек и стоил 24,37, средняя цена АИ95 и АИ-98 поднялась с 26,88 до 27,01 рубля за литр. Всего же за май, по данным Ульяновскстата,автомобильный бензин в регионе стал дороже на 4,7 процента, обогнав по темпам роста все непродовольственные товары.

Сейчас цена на самый ходовой бензин марки АИ-92 колеблется от 24 до 24,9 рубля за литр.

По словам директора ООО «ОПТАН-Ульяновск» Павла Антонова, опережающий рост бензиновых цен в Ульяновске объясняется сравнительно низкой ценой топлива в регионе, которая держалась все последние месяцы.

«Средняя цена топлива остается у нас одной из самых низких в ПФО и сегодня, – отметил он. – Все это объясняется, с одной стороны, сравнительно крупными запасами горючего по старым ценам, которые сегодня подходят к концу, с другой – ценовой политикой крупнейшего игрока топливного рынка региона. К примеру, экономически обоснованная цена литра АИ-92 сегодня составляет 28 рублей, однако цены на АЗС крупных вертикально интегрированных компаний определяются политически. В итоге ситуация с ГСМ в области складывается очень непростая. На днях проезжал по трассе «Сызрань – Цивильск» – на большинстве независимых АЗС практически нет бензина. Многие из них предпочитают не продавать бензин по заниженным ценам, то есть себе в убыток, а некоторые даже подумывают о сворачивании своего бизнеса – ко мне уже поступило несколько предложений купить заправку. На наших глазах идет монополизация рынка, которая грозит еще более неприятными последствиями.

В нескольких нефтяных компаниях категорически отказались открыто комментировать положение на региональном рынке топлива, отметив при этом сложность и непредсказуемость ситуации. Как отмечают эксперты, учитывая ситуацию в целом по стране, в случае если такое состояние на рынке оптовой реализации бензина продлится еще какое-то время, то в области может возникнуть дефицит бензина.

Начальник отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Марина Степанова считает, что при сохранении текущего положения дел действительно возможен уход некоторых игроков с топливного рынка.

Между тем сегодня их и так немного: в Ульяновске – не больше 20.

В Ульяновском УФАС рассказали, что в настоящее время продолжается рассмотрение делав отношении ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», ООО «Ресурс-Ойл» и ООО «Татнефть-АЗС Центр», которые подозреваются в нарушении п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Признаки нарушения усматриваются в необоснованном повышении цен оптовой реализации на дизельное топливо в октябре ноябре 2010 года, когда рост цен оптовой реализации ГСМ вырос на 11,6-25,9 процента. Кроме того, 5 мая 2011 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области возбудило дело в отношении ООО «Ульяновскцентргаз», ЗАО «Газнефтесервис», ООО «ОПТАН-Ульяновск», ООО «М-Нефть» по признакам нарушения п.1 ч.1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Компании подозреваются в поддержании единых розничных цен на сжиженные углеводородные газы (СУГ) для заправки автомобилей в декабре прошлого года. Подсчитано, что за месяц газ для заправки автомобилей вырос тогда на 8 процентов.

Дата публикации: 09-06-2011 Автор: Вадим Пилюков

wcsk8.ru