medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
18+
Газета СК - на главную

Когда Волга была маленькой

Евгений Бурдин много лет занимается историей реконструции Волги.

Историей Волги – малой и большой – в Ульяновске несколько лет занимается кандидат исторических наук, преподаватель УлГПУ Евгений Бурдин. Недавно вышла его новая книга «Гидростроительство в России: от Волгостроя к Большой Волге». О том, как из простого судоходного пути Волга превратилась в поток энергии, как идея Самарской ГЭС потянула за собой переустройство всей реки, как сотни миллионов рублей были потрачены на так и не реализованные проекты, и о том, что реконструкция реки продолжается до сих пор, – книга и наш разговор с ее автором.

Мелководье - первая мелочь

- Евгений Анатольевич, вопросы регулирования Волги поднимались не только в ХХ веке. При этом менялись причины человеческого желания вмешаться в течение реки. Какие доводы вышли на первый план с приходом к власти большевиков и созданием СССР, когда началась ее масштабная реконструкция?

- Вопросы регулирования Волги поднимали с эпохи Петра I. Тогда была предпринята первая попытка сооружения канала между Волгой и Доном, чтобы открыть флоту короткий путь из Волги в Черное море. Она оказалась неудачной, но на протяжении XVIII-XIX веков продолжалось строительство небольших каналов, водохранилищ и других гидротехнических объектов. Главными задачами их было улучшение водного пути и создание условий для передвижения военных кораблей.

Интерес к ресурсам Средней Волги стал появляться во второй половине XVIII века. В 1763 году главная соляная контора обратилась в сенат с предложением о подготовке канала, спрямляющего русло реки в районе Самарской Луки, но из-за нехватки средств этот проект не был осуществлен.

Первые наброски проекта реконструкции Волги и ее соединения со смежными водными системами были предложены в конце XIX века профессором Ласским. В это время сильно увеличился грузооборот по волжскому пути, и нужно было улучшить качество сообщения. В июле 1914 года на совещании Казанского округа путей сообщения был заслушан доклад представителей городского управления и купцов Симбирска о необходимости устройства около города в протоке Волги Чувиче бухты для зимовки судов и перегрузки товаров.

К 1917 году главный недостаток волжского пути – наличие мелководий – был в основном преодолен. Но на реки стали смотреть как на источник дешевой энергии. Так, в принятом в 1921 году плане ГОЭЛРО акцент был сделан на гидроэнергетику. Правда, первоначально план ГОЭЛРО бассейн Волги не затрагивал, но в 1929 году по просьбе жителей Сызрани была построена Сызранская ГЭС малой мощности – первая ГЭС в Поволжье.

- О необходимости строительства ГЭС в районе Самарской Луки заговорили еще до революции, причем не власти, а частные лица.

Как им эту идею удалось продвинуть на уровень руководства СССР?

- Первые планы строительства гидроузла на Средней Волге и вообще на Волге были выдвинуты в 1910 году самарским инженером Константином Богоявленским. Но отношение самарских властей в то время к проекту было резко отрицательным. А вот с приходом к власти большевиков была образована комиссия по электрификации Волги в районе Самарской Луки. Комиссия до 1923 года проводила исследования при поддержке местных властей. Один из сотрудников комиссии вспоминал, что сначала на них не только в Самаре, но и в Москве смотрели, как на белую ворону. Подсмеивались и ругали не только обыватели, но и инженеры. Но работы продолжались, и 12 февраля 1930 года ЦК ВКП(б) принял решение о проработке проблемы Волгостроя на уровне страны.

Жигулевская ГЭС. Изначально ее планировали строить в другом месте.

И именно идея строительства Самарской ГЭС стала отправной точкой для реализации масштабной программы реконструкции реки, которая получила название «Большая Волга».

- Какие гидроузлы вошли в итоге в систему «Большой Волги»?

- Всего к 1989 году на Волге построили восемь ГЭС, из них семь большой мощности и одну среднюю. Река оказалась почти полностью зарегулированной.

Гений-самоучка как в воду канул

- В начале проектирования Самарского гидроузла предложения по этому поводу могли выдвигать и неофициальные инстанции. Вы, к примеру, обнаружили проект самоучки Емельянова, предлагавшего другое место для ГЭС.

- Да, в начале 1930-х годов изобретатель-самоучка, фельдшер по образованию, уроженец Сызрани Емельянов выступал с критикой официальной схемы реконструкции Волги. Он был широко известен в СССР, у него было множество проектов, начиная с усовершенствования трактора и заканчиваяулучшением водного хозяйства. Его проект предусматривал строительство ГЭС не на Луке, а в районе Казани, относительно небольшие масштабы зарегулирования реки, небольшие площади затопления, а также меньшие затраты. Проект Емельянова получил известность, на совещании в Москве он был принят членами экспертизы и признан отправной точкой для реализации всей схемы реконструкции Волги. Но проект не был реализован, а следы Емельянова затерялись. Скорее всего, он был репрессирован.

- Несмотря на годы, уходившие на разработку проектов, без просчетов не обходилось. Так, были заморожены Ярославский гидроузел и начатое строительство на Самарской Луке. В чем причины остановки этих строек?

- Сооружение Ярославского гидроузла началось в 1932 году. Но дальнейшие исследования показали, что его создание приведет к сильному обрушению берегов, затоплению ряда населенных пунктов и заболачиванию земель. В 1935 году было принято решение об остановке стройки и строительстве двух гидроузлов – Рыбинского и Угличского вместо этого одного. Между тем сооружение ГЭС уже шло три года и было выполнено на 60 процентов.

На него было истрачено около 130 миллионов рублей.

Свернули к гигантомании

Парадокс в том, что два новых гидроузла затапливали гораздо больше территории. Видимо, произошел поворот в сторону гигантомании. И не только на этом участке, но и во всем проекте. Экспертиза 1934 года приняла схему реконструкции Волги, которая не предусматривала больших площадей затоплений и учитывала природные условия бассейна реки. При этом вложения в строительство признавались эффективными только при значительном увеличении грузооборота – упор делался на транспортное значение Волги.

Другое решение приняла экспертная комиссия 1936 года. Она пересмотрела концепцию «Большой Волги» и преодолела, как говорилось в документах, «робкий подход» к затоплению пойменных земельных угодий, сделав ставку на энергетическое значение ГЭС.

Сооружение Самарской ГЭС началось в 1937 году в районе Луки. Но в 1940 году стройка также была заморожена. В ее строительство уже было вложено около 560 миллионов рублей. Причина остановки – серьезные просчеты проектировщиков. В архиве мы обнаружили письмо профессора Сенкова Молотову. «Трудно себе представить другое, более дорогое и менее надежное решение, сопряженное с невероятными трудностями… Осуществление схемы гидроузла… повлечет за собой неизбежность катастрофы», – пишет он и поясняет, что в основании плотины были легко разрушаемые породы, то есть поставленные на них тяжелые сооружения ГЭС могли рухнуть.

- ГЭС, безусловно, имели большое значение и для обороны страны. Доказать это смогли запущенные в годы войны Угличский и Рыбинский гидроузлы. Как удалось запустить их в тяжелых условиях и сберечь от бомбардировок?

- Оборонное значение было из числа главных причин строительства этих ГЭС. Они располагались вблизи Москвы и Ленинграда и в случае войны должны были снабжать их энергией. На их строительство в 19361940 годах были направлены все возможные материальные и трудовые ресурсы, в том числе главной рабочей силой на них были заключенные.

В результате больших усилий в ноябре 1941 года часть агрегатов Рыбинской ГЭС вошла в строй, и промышленный ток по временной схеме начал поступать в Москву. Но окончательно эти гидроузлы были построены только к 1950 году.

Во время битвы за Москву немецкая авиация особое внимание уделяла бомбардировке таких важных объектов. Первый немецкий самолетразведчик появился над Рыбинском уже в августе 1941 года, но руководство строительства предприняло меры, чтобы замаскировать объекты гидроузла. Маскировке помогало то, что недостроенная ГЭС была мало похожа на действующую. К примеру, по воспоминаниям очевидцев, на территории Ярославской области у летчика сбитого фашистского самолета были найдены документы о награждении орденом за прямое попадание в Рыбинскую гидроэлектростанцию. То ли фашистский летчик ввел в заблуждение командование, чтобы получить награду, то ли врагов обманула сама гидроэлектростанция. Недостроенное здание, машинный зал без крыши, круглые бетонные кратеры, подготовленные для установки шести агрегатов, сверху были похожи на воронки от метко сброшенных авиабомб.

Море зарастает илом

- Когда в 1990-е появилась возможность обнародовать данные и о негативных последствиях строительства гидроузлов, начали появляться проекты по уменьшению этих последствий. Рассматривался ли официальными инстанциями вопрос о том, что будет происходить с водохранилищами дальше?

- До конца 1980-х годов выдвигались проекты только повышения уровней существующих водохранилищ. Такие проекты и сейчас выдвигают власти и компании, в собственности которых находятся ГЭС.

К примеру, предлагается повысить уровень Чебоксарского и Нижнекамского водохранилищ, что предусматривает затопление дополнительных территорий.

Появляются и противоположные предложения – о снижении уровня существующих водохранилищ и постепенном их спуске. К примеру, в 2003 году в Ярославле под эгидой местной администрации прошел «круглый стол», по итогам которого была принята программа поэтапного возрождения Молого-Шекснинского междуречья – территории современного Рыбинского моря. Это решение было отправлено в Москву, во все заинтересованные структуры, но реакции на него, видимо, так и не последовало.

Такие проекты предлагают общественные организации, которые пытаются бороться с негативными последствиями строительства ГЭС. Последствия эти трагичны, и в полной мере они еще не осознанны. Попытка всестороннего рассмотрения результатов реализации схемы «Большой Волги» предпринята в моей следующей книге – «Волжский каскад ГЭС: триумф и трагедия России», которая должна выйти летом.

Что касается нынешнего состояния Волги, то любое водохранилище вносит изменения в режим реки.

Происходит заиление, в связи с которым используется понятие «срок службы водохранилища». Это время, в течение которого происходит заиление части водохранилища, в нормальных условиях работы не использующейся для регулирования стока.

То есть сохраняется некритичный для работы ГЭС уровень заиления.

По расчетам некоторых специалистов, время заиления крупного водохранилища может составлять в среднем 91 год. Но срок службы для каждого водохранилища будет разным. Например, наше Куйбышевское море сейчас находится в фазе дестабилизации экосистемы. Это проявляется в ухудшении качества воды, уменьшенииколичества выловленной рыбы и многом другом.

Это не может не вызывать серьезную тревогу. Но вопрос о том, что делать с водохранилищами, когда закончится их срок службы, при их строительстве и не поднимался.

Дата публикации: 16-04-2011 Автор: Лидия Пехтерева

27.69MB | MySQL:37 | 0.744sec
wcsk8.ru
wcsk8.ru