18+
Газета СК - на главную

Сначала написал «Дюймовочку»

В Новый год желания загадывают все – даже натуры, не склонные к мечтанию, невольно поддаются общему настроению. С Новым, 2011, годом связывает свою надежду молодой композитор, преподаватель Ульяновского музыкального училища Илья Синкин (на снимке). Он надеется осуществить постановку детского балета «Дюймовочка»,

С широко закрытыми ушами

Родился Илья в Ленинграде, но еще маленьким переехал с родителями-музыкантами в Ульяновск. Решение стать профессиональным музыкантом к нему пришло внезапно. «До сих пор помню, что осознал это за два месяца до вступительных экзаменов, во время работы на картофельном поле», рассказывает Синкин. Говорит, что «на баяне играл кое-что и кое-как, теории не знал, а больше всего боялся экзамена по русскому языку». Мама Ильи – теоретик – за вечер объяснила сыну необходимый минимум по сольфеджио, и он, осмыслив знания за одну бессонную ночь, сдал теорию на «пятерку». По специальности и русскому языку получил «трояки», но к юношам в музыкальном училище – особое отношение: поступают они редко и в небольшом количестве, поэтому принимают их «с закрытыми ушами».

За учебу Илья взялся всерьез. Мы учились в музучилище в одно время, и уже тогда ходили легенды о нем – о баянисте, внезапно заигравшем на фортепиано, притом блестяще. В беседе Синкин развеял легенду о внезапно проснувшемся таланте. Уже будучи студентом второго курса, он начал заниматься по «Школе игры на фортепиано» Николаева (а это учебник для пианистов-первоклашек! Ред.). Когда понял, что у него совсем нет пианистической техники, засел за этюды. К сессии он подготовил серьезную программу и перевелся на фортепианное отделение. «Понимаю, что играл средне, но сейчас, как педагог, того себя я взял бы в ученики – посмотреть, что получится, – смеется Илья. – Потому что вижу, что среди нынешних первокурсников-пианистов есть ребята, которые играют еще слабее». В тот же год Илья впервые выступил на концерте композиции класса Ольги Буровой, где сыграл свое новое, технически довольно сложное сочинение. Он предполагает, что это выступление тоже сыграло свою роль в том, что его «приняли» в пианисты.

И, конечно, перечисляет педагогов, которые помогли ему сделать выбор: баянист (и пианист!) Виктор Курушин, пианистка Татьяна Карташова, композитор и пианистка Ольга Бурова.

Ночь на рояле

За инструментом пришлось проводить до десяти часов – работать над туше, звуком, фразировкой. К концу третьего курса Синкин понял: пора ехать в Москву. Уговорил маму и, ничего не узнав предварительно, поехал с ней в Мерзляковское музыкальное училище. Приехал вовремя – именно на следующий день было назначено прослушивание. Знакомых у Синкиных в Москве не было, и, переночевав в училище прямо на рояле, Илья наутро свою «сырую» программу «сыграл позорно». И все же та поездка оказалась решающей в карьере Синкина. По объявлению, обнаруженному в училище, он отправил на конкурс молодых композиторов свое замысловатое сочинение – с использованием современных техник письма (додекафонии и сонорики), а сам вернулся в Ульяновск заканчивать обучение. В декабре Илья узнал, что победил в этом конкурсе, кроме того, стал лауреатом программы «Новые имена» в Ульяновске и побывал в Казани на мастер-классе профессора Московской государственной консерватории – композитора Альберта Лемана. Все это дало ему уверенность, что он сможет поступить в Московскую консерваторию, и в следующем году он к этому тщательно готовился: ездил в Москву на консультации к профессорам, ходил на все занятия по сольфеджио теоретиков музучилища, и поступил легко. Ко времени экзамена по литературе среди абитуриентов распространился слух о том, что сочинения экзаменаторы не читают, потому что к этому моменту уже определились, кого примут на первый курс. Поэтому Синкин из хулиганских побуждений специально в своем сочинении о поэзии Пушкина «понаписал ерунды», которая в течение первого года обучения со смехом педагогами цитировалась.

Между медициной и «Дюймовочкой»

После трех лет серьезных занятий Илья понял, что настало время устраиваться на работу. И, продолжая учебу, пошел курьером в компанию, занимающуюся поставкой медицинской техники. За девять лет Синкин сделал головокружительную карьеру – стал начальником отдела продаж.

Он научился доверять интуиции и находить подход к самым разным людям: «С одними нужно говорить жестко, с другими – мягко, с третьими приходится заигрывать. Этот опыт мне всегда пригодится, и он уже помогает мне в работе со студентами: к каждому нужен свой подход».

В 2004 году Илья с женой Оксаной, тоже учившейся в Московской консерватории, автостопом доехал до ее родного города Кызыла. Там он получил заказ от детского танцевального коллектива – написать музыку к балету «Дюймовочка». Половину балета Илья сымпровизировал прямо на занятии у ребят и, получив указания балетмейстера, «упаковал» сочиненные мелодии в танцевальную форму.

«Сам бы я по-другому работал с материалом, никогда не стал делать столько повторов, но для танцевальной, театральной музыки это важно», – поясняет Илья. Остальные пять частей, опять-таки ориентируясь на пожелания балетмейстера, Илья сочинил в Ульяновске, когда гостил с женой и дочерью у родителей. 1 сентября 2004 года 40-минутный балет был поставлен в музыкально-драматическом театре Кызыла и шел там вплоть до 2009 года. Теперь Илья надеется поставить «Дюймовочку» в Ульяновске, в исполнении детского танцевального коллектива и симфонического оркестра.

Композитор со связями

В 2010 году, после года работы в Кызыле, в Международном научном центре горлового пения, Синкин вернулся на родину, в Ульяновск. Там, где в течение пяти лет он был студентом, Илья теперь преподает. 15 декабря, впервые за пять лет, он организовал концерт молодых композиторов. Когда-то это было событием «номер один» в концертной жизни училища, но после того, как Ольга Бурова уехала во Францию, дело застопорилось.

Теперь ее ученик намерен не только возродитьтрадицию, но и продолжить другое направление ее работы.

Когда-то при посредничестве Буровой Синкин и другие начинающие композиторы музучилища, как сам Илья, Сергей Казанцев, Алексей Служивой, смогли получить консультации ведущих мастеров Казани и Москвы, а потом и поступить в лучшие музыкальные вузы страны. Теперь такими связями располагает Илья, и он намерен помочь молодежи раскрыться, достичь профессионального уровня, освоиться в сценическом пространстве и поступить в консерватории.

Дата публикации: 10-01-2011 Автор: Анна Школьная

27.7MB | MySQL:36 | 0.812sec