medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
Газета СК - на главную

Не было бы спроса, не стало бы репетиторов

Недавно руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова выступила в средствах массовой информации о проблемах ЕГЭ и о борьбе с учителями-репетиторами. Вот несколько цитат из ее интервью.

«Учителя кошмарят учеников и родителей по поводу ЕГЭ, говорят, что единственный способ сдать экзамены – это занятие с репетиторами.

Я считаю, что никакой особой подготовки к ЕГЭ, кроме хорошего изучения курса школьной программы, которые наши учителя обязаны обеспечить в бесплатном режиме в соответствии с государственными требованиями, нет и не может быть». Из этого следует, что все кошмары вокруг ЕГЭ выгодны только репетиторам. Дальше госпожа Глебова дает совет, как надо поступить ” просто «заставить учителя давать на уроке то, что он обязан дать в соответствии со школьным минимумом», и, как я понимаю, руководство школ должно это обеспечить. Учителя «выдают программу» и без рекомендаций Глебовой, но возможности и способности учащихся очень различаются.

все времена в России считалось основной задачей родителей дать приличное образование детям.

Сейчас это и экономически выгодно.

Хорошее образование – хорошая зарплата, и дети на старости лет помогают родителям с их мизерной пенсией. Где расположены престижные вузы страны? В Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. Поступить в учебные заведения типа МГУ, СПбГУ, Бауманки и другие невозможно без углубленного изучения предметов. Для этого недостаточно минимума знаний, который дают добросовестные учителя, которых в школе большинство. И не надо их заставлять это делать: они сами знают, как учить и чему учить. Какие варианты остаются? Я покажу это на примере физики. Базовый компонент в 10-11 классах – два часа в неделю.

Надо четыре, а лучше пять-шесть. Что предлагает школа? Платные образовательные услуги, то есть еще два часа в том же классе, с тем же педагогом, но уже за деньги. Кстати, совсем недавно все четыре часа были бесплатными, но ввели плюс один час физкультуры, плюс один час ОБЖ и основы религиозных культур и, беспокоясь о загруженности учеников, убрали «лишние» часы. А некоторые предметы, например, «Астрономию» – совсем исключили. Фарисейство здесь в том, что платные услуги как бы не увеличивают нагрузку на ученика, да и деньги идут как бы не за репетиторство. В чем недостаток занятий учеников в группах? Главное – это отсутствие обратной связи с каждым из них на протяжении занятия. В этом плане учитель-репетитор держит руку на пульсе ученика и знает точно, в какой момент ему помочь. Существующие гимназии и лицеи не могу в полной мере исправить ситуацию. Вы думаете, там все бесплатно? Родители в нашей стране могут сами выбрать способ обучения своих детей, и никто не может им запретить нанимать репетиторов. У нас есть система экстерната, домашнего обучения и т.д.

Ректор РУДН, в прошлом министр образования, Филиппов в интервью корреспонденту «Комсомольской правды» на вопрос, как поступали его дети в его вуз, ответил, что на общих основаниях. Для этого они два года по три раза в неделю посещали подготовительные курсы и занимались с репетиторами, конечно, не считая занятий в школе. А учительница Вера Кашкадамова, которая готовила Володю Ульянова для поступления в гимназию, разве не занималась репетиторством? Любовь Глебова, наверное, и Антона Павловича Чехова заклеймила бы, ведь он тоже подрабатывал репетиторством, обучая купеческих сынков. Если бы не было спроса – не было бы и репетиторов. Конечно, репетитор не может заменить школу. Он только корректирует знания и исправляет явные провалы в знаниях. Для сильных учеников – это уровень углубленного изучения предмета, обобщение всего курса. Репетиторы не натаскивают учеников, они дают им такой запас прочности и уверенности в себе, что он позволяет им и в вузе чувствовать себя не слабее учеников спецшкол. Конечно, школьный учитель-репетитор никогда не должен заниматься со своими учениками.

Если занятия не дают результата, а это возможно, когда родители заставляют ученика, а он имеет другие цели, то надо уметь отказать.– На днях министр образования Андрей Фурсенко выступил с рекомендацией уволить из школ 200 тысяч учителей в связи с демографическими проблемами. Уволенным порекомендуют стать воспитателями в детсадах. Думаю, учителей потеряем, а воспитатели из многих, особенно из мужчин, не получатся.

А нельзя ли сделать в классах по 15 учеников, а не 25-30, как сейчас?

Увеличить количество часов физики, математики, биологии, химии.

И качество образования увеличится, и безработных среди учителей станет меньше. А может, и репетиторство исчезнет?

Николай КАРДАКОВ, учитель физики, трижды лауреат премии Сороса

Дата публикации: 28-09-2010 Автор:

wcsk8.ru