medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
Газета СК - на главную

Русский Шекспир

Досье Галина Николаевна Щербакова – советский и российский писатель, сценарист. Родилась в Дзержинске Донецкой области 10 мая 1932 года. Получила высшее образование в педагогическом институте в Челябинске. После учебы преподавала русский язык и литературу.
Работала в газете. Щербакова написала более 20 произведений. Среди них повести и романы – «Дверь в чужую жизнь», «Актриса и милиционер», «Армия любовников», «У ног лежачих женщин», «Косточка авокадо», «Подробности мелких чувств», «Митина любовь», «Кровать Молотова», «Не бойтесь! Мария Гансовна уже скончалась», «Радости жизни», «Восхождение на холм царя Соломона с коляской и велосипедом», «Подробности мелких чувств». По сценариям Галины Щербаковой сняты кинофильмы «Вам и не снилось» (реж. И. Фрез; лучший фильм 1981 года, лидер проката, удостоен приза Всесоюзного кинофестиваля), «Карантин», «Личное дело судьи Ивановой», «Двое и одна», «Пусть я умру, господи» и телефильм «Женщины в игре без правил». 15 января 2010 года в Челябинске писательницу наградили народной премией «Светлое прошлое».
Галина Щербакова скончалась 23 марта 2010 года на 77-м году жизни.
В Москве умерла писательница Гали на Щербакова. Больше всего она известна как автор повести «Вам и не снилось», по которой был снят фильм. Цитатами из него говорило поколение 80х, а музыка звучала из каждого окна. Именно после выхода на экраны картины Ильи Фрэза об учительнице литературы из Челябинска узнала вся страна. Потом Щербакова на писала более 20 книг. Однако ее известность на всю жизнь осталась связанной с повестью о современных Ромео и Джульетте, которая по накалу страстей и степе ни народной популярности оказалась на одной ступеньке с произведениями само го Шекспира. Писательница говорила об этом: «Вам и не снилось» не лучшая моя книга. Были повести и сильнее, и точнее.
Но тут, видимо, я сумела найти такие слова, которые запали в душу многим. И оби жаться я ни на кого изза этого не вправе разве что на себя».
Потрясло склонение существительных
- Чтобы я не умерла во младенчестве, бабушка сдала обручальные кольца в торгсин, писала Галина Щербакова о своем детстве. На вырученные деньги была куплена манная крупа. С тех пор кольца и манка – сакральные понятия моей жизни. В сороковом году я пошла в школу и успела закончить только первый класс. Немцы вступили в город осенью.
Несмотря на то, что школа была открыта, родители меня не пустили во второй класс. Целый год я наблюдала, как мои сверстники исправно посещали уроки. К несчастью, немцы «застряли» в городе надолго. Наступил новый учебный год, и снова оставаться дома уже было делом бессмысленным. Идти во второй класс было обидно, поскольку мои одногодки учились в третьем. Но учительница знала меня, мою семью, и меня быстро перевели в третий.
Помню, как потрясло склонение существительных. Мой мозг отказывался эту информацию воспринимать. Но я была упрямой и самолюбивой и через некоторое время наверстала упущенный год. В детстве это легко. Главное впечатление войны. Рядом с нами жила еврейская семья, я очень дружила с соседским мальчиком. Внезапно эти люди исчезли. Позже я узнала, что всю семью расстреляли. Для меня это было страшным потрясением. С тех пор у меня просто зверская ненависть к антисемитам. И я не знаю большего греха, чем национальная неприязнь.
Полевой боялся самоубийств
До появления повести «Вам и не снилось» Щербакова написала несколько серьезных произведений, которые никак не принимали в печать, и тогда она решила попробовать беспроигрышную тему – легкую любовную историю.
Прообразом главного героя, Ромы Лавочкина, стал сын писательницы, учившийся в десятом классе. Однажды он полез по водосточной трубе к девочке на шестой этаж. Оставив послание на ее балконе, он уже стал спускаться, но на середине пути труба развалилась. К счастью, обошлось без серьезных травм.
Написав повесть в считанные дни, Щербакова отнесла ее в редакцию журнала «Юность», но ответа от главного редактора так и не дождалась. Тогда писательница решила отправить ее на студию имени Горького. На конверте написала: «Сергею Герасимову», – это был единственный человек, имя которого она знала на студии. Через три дня ей позвонила жена прославленного режиссера Тамара Макарова и пообещала, что сделает все возможное, чтобы фильм увидел свет.
Спустя еще два дня Галина Щербакова уже обсуждала детали сценария с известным режиссером детских фильмов Ильей Фрезом.
Когда режиссер обратился в Госкино с намерением экранизировать повесть, ему категорично заявили: «Влюбленных зовут Роман и Юлия? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!».
Пришлось переименовать Джульетту, то есть Юльку, в Катю.
Когда съемки уже начались, писательница не выдержала и решила узнать у редактора «Юности» Бориса Полевого, почему ее повесть оставили без внимания. «Знаете, Галина, – сказал он, – я прошел войну, и меня сложно назвать трусом. Но я боюсь печатать вашу повесть. А вдруг после нее все влюбленные мальчики начнут прыгать из окон?
Финал у вас уж больно мрачный…». После этого писательница переписала последние несколько предложений. Если в первом варианте главный герой умирает, то во втором концовку можно было трактовать так, будто он просто теряет сознание. Уже через два месяца повесть опубликовали.
Роль Ромы Лавочкина в фильме исполнил 16-летний Никита Михайловский. Он учился в школе и до этого сыграл всего несколько детских ролей в кино. Галина Щербакова вспоминала: «Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, она только что окончила ГИТИС. А Никита Михайловский еще учился в школе. Но как этот мальчик играл!
Мы рыдали – он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнерша.
Он не актерствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».
Большую часть фильма снимали на юго-западе Москвы, в тех же местах, где когда-то проходили съемки фильмов «Ирония судьбы, или С легким паром» и «Покровские ворота». Для школьных эпизодов выбрали школу №780 в Ясенево. В фильме ясеневских школьников можно увидеть на школьном стадионе в сцене, где мать Романа разговаривает с директором школы. На время съемок пришелся субботник. А поскольку особого мусорадля уборки найти не могли, школьники, чтобы попасть в кадр, начали катать стоявшую там деревянную катушку.
Финальную сцену снимали в двух городах – Москве и Ленинграде. Герой Никиты Михайловского срывается с подоконника в Ленинграде, а падает на землю уже в столице.
- Был один эпизод, который навсегда врезался мне в память, – вспоминала Щербакова. – Студия Горького устроила спецпоказ «Вам и не снилось» для жен руководителей КПСС. И вот они вошли в зал – высокие прически, платья в горошек, все как положено…
Пошли финальные титры, в зале – тишина.
Видно, что на всех кино произвело впечатление. И тут со своего места встает жена Черненко, будущего генсека ЦК КПСС, и начинает в пух и прах разносить фильм.
«Это очень несвоевременная картина, кричала женщина. – В ней все друг другу врут!
Где вы видели, чтобы у нас, в СССР, мама лгала сыну, а бабушка – внуку! Считаю, это кино может только навредить молодому поколению!» Наверное, она пыталась по своим каналам что-то сделать, чтобы фильм не дошел до широкой аудитории… Но никаких последствий это ее выступление, к счастью, не имело.
«Столько не живут, сколько я хочу рассказать»
Несмотря на всеобщее признание, книгу Щербаковой продолжали клевать. Высоколобые критики ставили ее на место, возмущались: «Как же так, приличных людей наказывают, притесняют – шел 1979 год, знаменитая кампания по шельмованию «метропольцев», – а тут посмела вспухнуть какая-то Щербакова, которую все почему-то читают, хотя никакого права на это она не имеет». В «Московском комсомольце» напечатали письмо с требованием уволить редактора «Юности» за публикацию Щербаковой. Как-то писательницу пригласили на читательскую конференцию в педучилище. «Прихожу, сидят девочки семнадцати-восемнадцати лет, сидят учителя, какие-то замундиренные тетки из гороно. И тут начинается надо мной форменный суд, и судят меня по максимуму. Поднимаются руки, выступают обвинители: вот, она написала, что у героини трусики сорок второго размера, – разве допустимо такое писать о женщине?! Нет, кричит зал, недопустимо! Посмотрела я на это, потом встала и сказала: не знаю, зачем вы меня позвали. Вам не нравится – пожалуйста, не читайте. В общем, рассердилась, огорчилась. Но когда вышла в раздевалку, надеваю свое пальтишко, вдруг окружают меня эти девчонки и шепотом, тайком говорят: «Галина Николаевна, вы на нас не обижайтесь, нас так научили, а на самом деле нам ваша повесть очень понравилась…». Я шла домой, плакала, мне жалко было этих детей…».
Недавно Щербакова рассказывала, что ей предложили сделать римейк «Вам и не снилось…». Она отказывалась, потом согласилась.
Не сбылось.
- Я только сейчас понимаю, что у меня на самом деле была слава. Ведь мешки писем приходили, стучались ко мне в дверь: «Я из Ухты, я прочла вашу повесть, откуда вы знаете мою историю?». В «Юность» писали: «Пожалуйста, напечатайте еще раз, а то у нас в библиотеке украли журнал». Меня даже в Союз писателей тогда не приняли. Хотя у меня журнальных публикаций было достаточно и книга уже вышла. Приняли через два года, но ведь те два года надо было как-то прожить. Я получила первые киношные деньги, пошла и купила детям ботинки, а мужу – зимние сапоги. Потом заплатили потиражные, потом фильму дали высшую категорию – это еще полторы тысячи, бешеные деньги по тем временам, – и я вступила в кооператив, чтобы построить квартиру сыну, который только что женился. Вот что для меня «Вам и не снилось»: состояние, когда ты можешь купить сапоги и пальто. И это спасло меня, потому что десять лет перед тем мы вчетвером жили на зарплату мужа. Но главное – избавило от страха. Потому что подкожный страх оказаться неудачницей буквально преследовал меня.
А я с детства усвоила: ни в коем случае нельзя быть матерью-неудачницей, нет ничего хуже для детей.
Я иду у себя в квартире по коридору, а из двери выходит рассказ: образ, контур рассказа. Поэтому теперь я делаю так: только кончаю одну вещь, сразу начинаю писать следующую. Тем более что у меня масса сюжетов, историй, которые мне хочется рассказать и которые я не успею рассказать. Люди столько не живут, сколько я хочу рассказать.
Софья РЫЖОВА.
Источники: rian.ru, mk.ru, kp.ru, NEWSru.com, utro.ru, trud.ru, foxdesign.ru, «Новый Мир», «Русский журнал», «Учительская газета», publ.lib.ru, inforotor.ru.

Дата публикации: 27-03-2010 Автор:

wcsk8.ru