medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
Газета СК - на главную

Нам обещали живого человека

6_1В выставочном зале Музея Ленина в Мемцентре открылась выставка фотографии, посвященная Дмитрию Медведеву Выставка под названием «Президент» состоит из 80 репортажных снимков, сделанных фотокорреспондентом «Комсомольской правды» Анатолием Ждановым. Он уже десять лет входит в так называемый президентский пул, то есть в группу журналистов, которые освещают деятельность первого лица государства # как дома, так и за рубежом. Жданов является автором выставки «Просто Путин», так что для него это не первая экспозиция такого рода.
Для фотографа работа в пуле не всегда благоприятна: с одной стороны, есть «доступ к телу», но часто приходится работать в тесноте, в толпе, подчас не хватает времени, чтобы выстроить кадр, приходится быстро думать и быстро снимать – навскидку, наудачу. Один ульяновский фотограф на вопрос: «Ну как, что получилось?» – любил отвечать: «Вскрытие покажет». «Вскрытие» может показать, что из сотен отщелканных кадров для публикации подойдет один-два. Сложные условия, временной прессинг могут повлиять на результат, и это видно на выставочных работах: на одном из снимков из-за головы Медведева виден какой-то другой человек, но рядом эффектно взлетает ракета, из-за этого снимок, видимо, и попал в выставочную серию, хотя по канонам композиции он «не проходит».
Впрочем, нарушение канонов может стать художественным приемом само по себе. Вот снимок, где Медведев поднимает бокал с вином, и этот бокал закрывает ему глаз, или где он держит в руках огромную пивную кружку, из-за края которой видна только верхняя часть его лица эти работы неклассичны, но они забавны, эффектны, они «работают».
Впервые проект «Президент» был показан в фотоцентре на Гоголевском бульваре в Москве. Гендиректор объединения «Фотоцентр» Валерий Никифоров, принимавший участие в открытии выставки в Мемцентре, сказал, что ее создатели преследовали цель показать, что Дмитрий Медведев – простой человек, который просто исполняет функции президента.
На мой взгляд, в целом авторам проекта этого добиться не удалось.
Магия объектива заключается в том, что он способен выявить малейшую неискренность «объекта» съемки так же, как хороший микрофон сгущает шероховатости голоса посредственного певца. В контексте целой выставки Медведев все-таки воспринимается как человек-проект, человек-функция преемника, как президент, исполняющий роль простого человека. На разных снимках – с Обамой ли, с Путиным, с чукчами-оленеводами – у него одинаковая, словно бы «поставленная», улыбка. Типичное выражение лица Медведева на выставочных работах – просветленный взгляд, устремленный в будущее, взгляд «модернизатора», либо озабоченный взгляд хозяина, вникающего в детали. На одном крупноплановом портрете – задорно улыбающееся лицо президента, выброшенный кулак с поднятым вверх большим пальцем, как символ, что «все у нас получится». Технически сделано хорошо, но для «человечности» многовато пафоса.6_3

Выставка все-таки получилась, на мой вкус, весьма официозной: слишком много триколора, слишком «государственное» выражение лица у президента. В качестве фотомодели Медведев пока проигрывает Путину: у того мимика разнообразнее, подвижнее. Валерий Никифоров объясняет это тем, что у Путина было два срока, чтобы обжиться в роли президента и почувствовать себя свободным, вплоть до обнажения мускулистого торса, а Медведев еще осваивается. (Судя по косвенным намекам, сам президент выставку видел, одобрил ее и, по всей видимости, принял участие в отборе фотографий.) Анатолию Жданову, очевидно, повредило то, что он раньше много снимал Путина и теперь в своих визуальных отношениях с Медведевым пользуется наработанными шаблонами: президент в военном самолете, с оружием, в церкви, с супругой, с высокопоставленными гостями. Да, положение обязывает, но нам же обещали живого человека. Там, где оба президента – бывший и действующий – запечатлены вместе, картинка просто благостная, если не сказать – плакатная, пропагандистская: вот они улыбаются, полуобернувшись, друг другу («мир-дружба-жвачка»), вот вместе зажигают свечу… Один кадр, впрочем, очень показателен:Путин с Медведевым идут размашистым шагом, под дождем, над ними держат зонты, Путин на полкорпуса впереди… Один из посетителей удачно прокомментировал этот кадр: «Двое в одной упряжке: Путин – коренной, Медведев – пристяжной». Вот это и есть магия объектива. Но если выставка «Президент» есть продолжение предыдущей, то, как показывает практика, сиквел, то есть продолжение фильма, редко бывает интереснее первого блокбастера (впрочем, есть и исключения: «Терминатор-2» будет помощнее «Терминатора-1»).
Есть, к счастью, на этой выставке фотографии, которые указывают на то, что Медведев все же человек.
Например, кадр, где он держит золотой слиток (на снимке), и восхищенное выражение его лица как бы говорит: «Ух ты, и это все мое!». Или где он вместе с супругой запечатлен в церкви во время службы: его сосредоточенное лицо видно в просвете между расшитыми золотом митрами священников – очень удачная фотография. Наконец, хорош и этот многозначный сюжет: Медведев с очами, воздетыми небу, на фоне какого-то аншлага, от которого в кадр попали только две латинские буквы: «UE».

Самого автора выставки – Анатолия Жданова – на открытии не было: он в эти дни исполнял свой репортерский долг на Гаити, но обещал вскоре приехать и устроить мастеркласс для интересующихся. Выставка «Президент» будет экспонироваться в Мемцентре до конца февраля.
Сергей ГОГИН.

Дата публикации: 28-01-2010 Автор:

wcsk8.ru