medtime-clinic.ru- медицинский центр в Москве. Наркология, психиатрия, скорая помощь
Газета СК - на главную

При чем тут шарф?

Досье
Михаил Борисович Пиотровский родился 9 декабря 1944 года в Ереване (Армения).
Отец – Пиотровский Борис Борисович. Мать – Джанполанян Рипсимэ Микаэловна. 1962г.
- студент Восточного факультета Ленинградского университета. 1965г. – стажировка в Каирском университете. 1967г. – кандидат исторических наук. 1985г. – доктор исторических наук. 1991г. – заместитель директора Эрмитажа. 1992г. – директор Эрмитажа. 1996г.
- член-корреспондент Российской Академии художеств. 1997г. – член-корреспондент Российской Академии наук. Автор более 200 научных работ. За то время, что Михаил Пиотровский руководит Государственным Эрмитажем, в музее произошли важные изменения: построено новое фондохранилище, открыты филиал музея в Казани, выставочный центр «Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе, выставочный комплекс «Эрмитаж Амстердам» в Амстердаме, «Эрмитажные комнаты» в Сомерсет-Хаусе в Лондоне. Музей провел десятки крупнейших выставок с участием отечественных и зарубежных партнеров. В ноябре 2005 года после попытки компании «Noga» арестовать 54 картины французских живописцев из собрания ГМИИ имени Пушкина, находившиеся на выставке в Швейцарии, Михаил Пиотровский приостановил организацию экспозиций из Эрмитажа за пределами России. Пиотровский – заместитель председателя совета по культуре при президенте Российской Федерации, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета, председатель Союза музеев России, президент Всемирного клуба петербуржцев, главный редактор журнала «Христианский Восток». Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством», медалью Пушкина, медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» и многими зарубежными наградами. В 2003 году Михаилу Борисовичу присуждена премия президента Российской Федерации в области литературы и искусства. В 2005 году Совет муфтиев России удостоил Пиотровского ордена Аль-Фахр (почет). В 1997 году в честь отца и сына – Бориса Борисовича и Михаила Борисовича Пиотровских – Международный астрономический союз присвоил одной из открытых малых планет имя «Пиотровский». Живет и работает в Санкт-Петербурге. Супруга – Пиотровская Ирина Леонидовна, окончила Московский финансово-экономический институт, кандидат экономических наук, специалистпо международным финансовым отношениям. Дочь Мария (1970 г. рожд.). Сын Борис (1982 г. рожд.).
На его сотовом телефоне в качестве заставки – картина Гогена. Над его рабочим столом в кабинете – портрет Екатерины Великой. Его любимое изречение из Корана: «Терпеть – красиво». В этом году Михаилу Пиотровскому, потомственному директору Эрмитажа, исполнилось 65 лет, самому Эрмитажу – 245.
Желуди из сада Зимнего дворца
Пиотровские – русский дворянский род с польскими корнями. Традиционно старшие поколения Пиотровских были военными.
Отец Михаила Пиотровского – Борис Борисович – всемирно известный археолог, автор сенсационных раскопок древней урартской крепости Тейшебаини около Еревана, всю свою жизнь проработал в Эрмитаже и был его директором в течение 26 лет – с 1964 по 1990 год, до самой своей смерти.
Михаил Пиотровский говорит, что вся жизнь его протекала в Эрмитаже.
- Я действительно здесь живу с детства.
Постоянно сюда приходил, очень любил, когда в арсенале мне давали играть оружием.
Кроме того, я обожал собирать желуди в саду Зимнего дворца, потому что, скажем, в Александровском саду много желающих собирать желуди, а здесь нет, и нас с братом сюда пускали по блату. Их просто приятно было находить, как монетки.
Может быть, благодаря этим детским воспоминаниям Пиотровский ввел беплатное посещение Эрмитажа для детей и студентов всех, не только российских.
Когда Пиотровский сдавал экзамен по исламоведению на кафедре арабской филологии ЛГУ, профессор Петрушевский спросил его: «Вы сын Бориса Борисовича?». И, получив утвердительный ответ, сказал: «Тогда, чтобы получить «пять», вы должны ответить на «шесть». Михаил работал в Институте востоковедения. А после смерти отца пришел в Эрмитаж, «вернулся домой».
- Я сам никогда не собирался работать в музее. В то время подобная семейственность считалась неприличной. Это совершенно мистические ощущения, я постоянно осознаю, что отец где-то рядом, здесь, и все делаю с оглядкой на него – как бы он поступил. Когда режиссер Александр Сокуров, трепеща, предложил мне сыграть встречу с отцом в фильме «Русский ковчег», я размышлял недолго, потому что для меня этот момент общения с отцом всегда был естествен.
А вообще я вырос на раскопках, куда меня брали родители, и очень хотел быть историком, но в то же время заниматься тем, что не знает и не умеет папа. В среде востоковедов всегда с придыханием говорили о тех, кто знает арабский язык. Таких людей было очень мало. И я решил стать арабистом и стал. А потом оказалось, что арабские страны – это тот же Египет, которым занимался папа, и все свелось к единому знаменателю.
К сожалению, я должен развенчать еще один миф про благородный поступок Борис Борисовича. Это история о том, что Романов взял сервиз на свадьбу своей дочери. Папа очень переживал, сколько он ни опровергал это, легенда жила. Я просил его не переживать, а сам, имея навык фольклориста, собирал варианты его ответа. А потом сказал ему: «Ты везде выглядишь замечательно, хорошо». Но на самом деле Романов не просил сервиза. Появилась эта легенда в пору борьбы за место первого секретаря ЦК. И похожа она на настоящую профессиональную дезинформацию.
Тапочки и кошки
В августе 2006 года в Эрмитаже была выявлена в ходе внутренней ревизии недостача в фонде ювелирного искусства. Пропажа 221 экспоната из музея вызвала скандал.
После возбуждения уголовного дела Генеральная прокуратура РФ взяла его под свой контроль а Владимир Путин распорядился создать специальную комиссию по проверке музейных фондов страны. Однако Пиотровский сохранил свой пост.
Каждый день директора Эрмитажа начинается с отчета начальника службы охраны.
«Скажем, хранитель никогда не украдет, реставратор – бывали случаи. А вот технические работники, которые в музее служат по три-четыре месяца и имеют возможность в силу их должностных обязанностей заходить в закрытую зону, – это, пожалуй, самая опасная публика».
- Конечно, у нас в Эрмитаже все стукнутые, это такое учреждение для чокнутых, нормальные тут не могут работать – нужна такая же преданность делу, как и у востоковедов, когда за деньги или без денег – все равно работаешь. Это ненормально, но только этим и живем. Цель Эрмитажа по-прежнему одна – лечить души, воспитывать хороший вкус. Тут вещи сами говорят с человеком – без посредников. Промывание мозгов в музее минимально.
Еще в Эрмитаже директор отменил тапочки-бахилы, чтобы посетители не чувствовали себя незваными гостями. Еще здесь живут 50 кошек, которыенаходятся на полном содержании, выполняют свою работу – ловят мышей, а одновременно «воспитывают человечность по отношению к животным».
По словам Пиотровского, даже президенты готовятся специально перед посещением Эрмитажа, чтобы не попасть впросак.
- Все, конечно, ведут себя по-разному.
Президент Ширак – весьма образованный человек и произвел на меня сильное впечатление. Представляете, он знает особенности школы тайской архитектуры! Была занятная история с Биллом Клинтоном. Я водил его по залам Эрмитажа. Мы рассматривали библейские сюжеты, в частности, «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Почему-то журналисты спросили Клинтона, что он думает о религиозных преследованиях в России. А он в ответ поинтересовался: а они-то знают, что изображено на этих картинах, задавая такие острые вопросы? И прочел им краткую лекцию по этому вопросу. Очень приятно, что все президенты, включая нашего нынешнего, готовятся к поездкам, читают что-нибудь, чтобы понимать, о чем идет речь.
Уже давно все заметили, что элегантный шарф на плечах пиджака – визитная каточка директора Эрмитажа. Надо сказать, эта мода постепенно нашла своих сторонников. Так рождается слава. Но откуда же пошли шарфы Пиотровского? Ответ не без раздражения: «Только не спрашивайте про мой шарф. Хочу и ношу! В основном выбираю шарфы сам, иногда просто покупаю по случаю. Но и подарок такой приятно получить. Раньше я носил только черные шарфы, теперь варьирую.
Мне нравится так одеваться – уютно, а когда мороз, еще и тепло».
Высший пилотаж
– Это высший пилотаж, нет ничего более высокого, чем востоковедение, где люди знают десятки очень трудных чужих языков, читают в подлиннике Коран, Библию, Упанишады. Все это, во-первых, трудно, во-вторых, не имеет никакого отношения к практической жизни, поэтому является занятием для снобов, в-третьих, это безумно интересно, ничего важнее этого я не знаю. Когда я был мальчишкой, истории физиков и лириков как раз кончались. Интерес к Востоку рос, конкурсы в университет были большие, на арабское отделение вообще громадный, 20 человек на место.
По-моему, это нормальный интеллектуальный интерес, потому что востоковедение это самая элитарнаянаука. Человек живет сразу в нескольких мирах: русском, европейском и еще в каком-то чужом мире. Это трудно, восточный факультет у нас заканчивает только половина поступивших, причем никого не выгоняют, люди сами уходят от очень большого напряжения. И потом это требует колоссального увлечения, это не та профессия, которой можно заниматься без любви, вполнакала, это должно быть любимое занятие – с зарплатой или без зарплаты.
Восток, похоже, настоящая любовь Пиотровского. Даже его семейная любовная история случилась по дороге в Багдад.
- Это была любовь с первого взгляда.
Мы познакомились в самолете, когда летели в Багдад, где два месяца провели на стажировке. А потом почти сразу поженились.
Это было очень романтично. Ира жила в Москве, и даже после свадьбы мы жили в разных городах, выжидали – кто кого перетянет. В итоге победил я, а ведь тогда я не был директором Эрмитажа, а был простым кандидатом наук.
Говорят, Пиотровский начинает утро с чтения Корана.
- Короткие коранические тексты завораживают. Я очень люблю фразу, которая переводится так: «У вас вера, и у меня своя вера». Это из разговора Мухаммеда со своими соплеменниками. К сожалению, у нас ее неверно толкуют. Конструктивный смысл в том, что мы люди разных вер и пониманий принципиальных, но жить все равно можем вместе. А смысл этот исказили, обвиняя ислам в кровожадности, но христианство не менее кровожадно, и история это подтверждает. Всякая религия, к сожалению, бывает политически кровожадна. Читаю «Черную книгу» замечательного турецкого писателя Орхана Памука. А еще труды Троцкого, которого полезно нынче, спустя много лет, перечесть. Правда, я Троцкого читал по-арабски. Когда у нас его нельзя было публиковать, его издавали какие-то арабские леваки, и мне попался экземпляр.
Не раз с директором Эрмитажа заводили такие разговоры: ты вроде друг мусульман, почему ты не принял ислам? «Я ни к каким религиям не принадлежу», – отвечает на это Пиотровский.
Софья РЫЖОВА.
Источники: сайт Государственного Эрмитажа, peoples.ru, «Антенна», «Персона», slovari.yandex.ru, Rg.ru, dp.ru, «Известия», «Вечерний клуб», «Век», НСН,

Дата публикации: 31-12-2009 Автор:

wcsk8.ru